• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Взаимосвязь топикального ритма и содержания в художественном прозаическом произведении.

С. 54-62.

В статье рассматривается понятие ритма в художественной прозе как одного из принципов организации текста, основанного на рекуррентности тем и находящего свое выражение в целом ряде разнообразных лексико-синтаксических средств. Данная статья относится к сравнительно новой и перспективной области современного языкознания – дискурсивному анализу, который охватывает огромный массив проблем, связанных с анализом, классификацией и интерпретацией структурно-семантических единиц, лежащих в основе композиционной, содержательной и структурной организации текста. Материалом исследования является современная английская художественная проза. В работе использованы методы семантической интерпретации, контекстуального анализа и количественного подсчета, а также проанализированы способы реализации топикального ритма на лексико-семантическом, синтаксическом и композиционном уровнях текста. Целью данной работы является описание лингвистических маркеров реализации топикального ритма на разных языковых уровнях и выявление корреляции между топикальным ритмом и содержанием произведения. Результаты показали, что топикальный ритм может быть реализован посредством повтора тем через контраст, параллельные конструкции, номинативные предложения, а также через частичный и полный повтор диктем. Проведенный анализ показал также, что топикальный ритм экономит языковые средства и, благодаря своей образности и емкости выражения, помогает воздействовать на эмоциональное состояние читателя, раскрывая процесс его общения с произведением и помогая понять заложенное в произведении значимое внутреннее содержание. Практическая значимость проведенного исследования заключается в использовании его результатов в рамках преподавания студентам таких лингвистических дисциплин, как стилистика и интерпретация текста.