• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Культурно-исторические процессы в «варварских» социумах Крыма ΙΙΙ в. до н. э. – ΙΙΙ в. н. э. по материалам погребальных комплексов элиты

С. 183-212.

Среди источников для изучения культурно-исторических процессов в древности, обусловленных событиями социально-политического характера, наиболее объективными являются археологические материалы. Одна из форм взаимодействия в политической сфере – обмен символами власти и статуса. В материальной культуре такие символы могут быть представлены среди т. н. «предметов престижа». Репрезентативные сведения об изменениях в их ассортименте, наблюдаемых в течение длительного времени, могут помочь визуализировать развитие внутри- и внешнеполитических отношений между социальными элитами. Исходя из таких предпосылок, в настоящей статье рассмотрены погребальные комплексы крымских «варварских» элит III в. до н.э. – середины III в. н. э., расположенные на территории между Херсонесом Таврическим и Боспорским царством.

В результате в обозначенных хронологических рамках выделено 4 периода, отличающиеся друг от друга социальной структурой и параметрами внешнеполитических связей варварских социумов, обитавших на полуострове. 1 («латенский»). В конце IV в. до н.э. была возведена крепость Ак-Кая, имеющая столичный статус для «варваров» Крыма. Здесь и в других стратегически важных местах обнаружены следы пожаров, относящиеся к 270-м гг. до н.э., с последующим восстановлением и усовершенствованием оборонительных систем. Вскоре после этого в погребальных комплексах «варварского» населения, относящегося к военной элите, появляются предметы престижа латенского облика. Представители этой элиты контролировали, вероятно, территорию всего Крымского «Барбарикума», а также степи, прилегающие к Крыму с севера, в том числе окрестности Ольвии и ее хору. Предполагается, что в середине II в. до н.э. начался процесс консолидации и централизации элит. В центре крымских предгорий, к западу от Ак-Каи строится новая крупная крепость (Неаполь Скифский), которая, видимо, превратилась в столицу государства раннего эллинистического облика. 2 («понтийский»). В конце II в. до н. э. Крым вошел в состав Понтийского царства Митридата VI Евпатора, вступившего в конфронтацию с Римской империей. В течение короткого времени регион оказался под его непосредственным управлением, что изменило направление контактов элит. 3 («римско-парфянский»). После победы над Митридатом римляне оценили стратегическое значение региона, не в последнюю очередь в силу их конфликтов с Парфией. Погребения элиты первых веков н. э. отражают взаимодействие с новыми контактными зонами. С одной стороны, они содержат римскую бронзовую и серебряную посуду, а также погребальные венки – обычные для греко-римских погребальных обрядов. С другой – китайские лаковые шкатулки и одежду из шелка. 4 («римско-боспорский»). Субординация «варварских» элит центрам греко-римской цивилизации усилилась во II и III вв. н. э. вплоть до окончания римского военного присутствия в регионе.