• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

«Крымская Скифия» и «Позднескифская культура Крыма»

С. 15-33.

Понятия «Крымская Скифия» и «Позднескифская культура Крыма» являются современными концептами, в которых изначально заложена интерпретационная модель, сформированная при изучении письменных и эпиграфических источников. Термин «Позднескифская культура» появился достаточно поздно по сравнению с названиями других культур Северного Причерноморья – после 1946 г., в ходе работ Тавро-Скифской экспедиции П.Н. Шульца. Он образован по этно-хронологическому принципу для обозначения материальной культуры «скифов», предположительно вытесненных «сарматами» с большей части территории, которую занимала «классическая Скифия» VI–IV вв. до н.э., и образовавших два анклава – крымско-поднепровский и фракийский, названные Страбоном Малыми Скифиями (Strabo, Geogr. VII.4.5).

Термин «Крымская Скифия» для обозначения крымской части Малой Скифии Страбона появился в конце 1980-х – начале 1990-х годов, в условиях распада СССР. Преемственность скифского царства в Крыму с Великой Скифией была поставлена под сомнение. Представлялось, что его формирование происходило в условиях появления в Крыму новых этносов, в первую очередь сарматов Прохоровской культуры. В этом смысле термин «Крымская Скифия» отражает идею появления в Крыму обособленного нового государства скифов, и, по сути, является выражением в исторических терминах понятия «Позднескифская культура Крыма».

На современном этапе феномен Позднескифской археологической культуры Крыма представляется отражением определенного этапа хозяйственно-культурного развития Крымского полуострова в условиях его вовлечения в мир-систему с двумя геополитическими центрами – Римом и Парфянским Ираном. Их ослабление или разрушение в III в. н.э. привело к разрыву и переформатированию большинства сетевых связей – идеологических, военных, торгово-экономических. В этих условиях, идея трансформации Позднескифской культуры под влиянием «сарматизации» выглядит бессмысленной. При весьма вероятных миграционных процессах со стороны степи или Кавказа, которые подтверждаются данными физической антропологии, они в гораздо меньшей степени повлияли на функционирование социальных сетей и хозяйственно-культурный облик Крымской Скифии, чем близость античных центров и геополитические устремления основных держав-гегемонов.