Глава
Selective Social Context-Dependent Role of the Left Medial Prefrontal Cortex in Communication Exchanges
В книге

This work is analyzing the Icon of the Last Judgment, which is most probably painted in the Yaroslavl region. Many striking and evocative images in the Last Judgment icon present a clear, interesting, representative and comprehensive catalog of the complex theological concepts connected to the Last Judgment theme as they evolved during the 17th century. Its iconography exemplifies all the teachings of Russian Orthodox tradition and includes additional Bible-based subjects not found in standard Christian doctrine; for example, the representation of “Outcast Nations” argues that different peoples enjoy different degrees of access to salvation, and that some peoples, to the mind of 17th-century Russian society, are beyond salvation. There is also attention to the Russian social context, and some depictions show that the artist or artists who created the icon grappled with social questions, attempting to categorize sinners who were condemned by Russian society at that time. An example of such itemization is the group who sinned by excessive drinking, which, unusually, is depicted separately from other groups of sinners and, it is implied, are to be treated with more than the traditional level of mercy.
В настоящей статье мы анализируем, как различия в образовательных результатах между российскими школами связаны с их различиями по 1) характеристикам социального состава учащихся, 2) характеристикам самих образовательных учреждений и 3) характеристикам территорий, на которых они расположены. Для этого мы используем данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011-12 гг., а также данные муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях различного типа. Статистический анализ проводится с использованием двухуровневой регрессионной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (измерявшаяся с помощью средних показателей ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) разным кадровым и материальным обеспечением. Самостоятельного эффекта уровень депривации территорий на образовательные результаты не оказывает – типично низкие результаты обучения, которые мы наблюдаем, например, в сельских школах, связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава. В заключении также обсуждаются ограничения проделанного анализа, его прикладная ценность и возможности для дальнейшего улучшения.
В статье представлен возможный подход к оценке результатов деятельности образовательных организаций, позволяющий учесть их социальную специфику. В разработке указанного подхода авторы руководствовались 1) результатами многочисленных исследований, подтверждающих обусловленность образовательных результатов контекстными факторами (как в России, так и за рубежом); 2) зарубежным опытом в решении аналогичных задач; 3) соображениями доступности минимально необходимой информации для осуществления подобных оценок в современных российских реалиях. Идея, положенная в основу предлагаемого инструмента оценки, состоит в том, что при наличии необходимых данных, можно эмпирически выявить устойчивые соотношения между учебными достижениями учащихся и контекстными показателями (например, различными характеристиками социального состава учащихся). В исследовательской практике поиск этих соотношений осуществляется средствами множественного регрессионного анализа. Результаты данного анализа – установленные эмпирические соотношения – затем могут быть использованы для «дисконтирования» формальных достижений: т.е. формулирования обоснованных повышенных ожиданий для организаций, работающих в более благоприятных контекстах, и менее высоких ожиданий для тех организаций, которые работают в менее благоприятных контекстах. В статье обсуждаются два варианта использования этой информации – на основе формулы или на основе специального индекса (Индекс социального благополучия школы), разработанного авторами. В заключении авторы также обращают внимание на возможные ограничения, связанные с использованием рассмотренных инструментов, и шире – на проблему учета контекстных показателей в системе оценки качества образования в России.
This work is analyzing the Icon of the Last Judgment, which is most probably painted in the Yaroslavl region. Many striking and evocative images in the Last Judgment icon present a clear, interesting, representative and comprehensive catalog of the complex theological concepts connected to the Last Judgment theme as they evolved during the 17th century. Its iconography exemplifies all the teachings of Russian Orthodox tradition and includes additional Bible-based subjects not found in standard Christian doctrine; for example, the representation of “Outcast Nations” argues that different peoples enjoy different degrees of access to salvation, and that some peoples, to the mind of 17th-century Russian society, are beyond salvation. There is also attention to the Russian social context, and some depictions show that the artist or artists who created the icon grappled with social questions, attempting to categorize sinners who were condemned by Russian society at that time. An example of such itemization is the group who sinned by excessive drinking, which, unusually, is depicted separately from other groups of sinners and, it is implied, are to be treated with more than the traditional level of mercy.
В статье анализируется методика определения мировоззрения индивидов: ее теоретические основания, восходящие к работам М. Дуглас (где выделяются четыре типа культур – индивидуалистическая, иерархическая, эгалитаристическая и фаталистическая), а также ее эмпирическая реализация, предложенная С. Риппл. С использованием данных онлайн-опроса проверяется ретестовая надежность этой методики и надежность-согласованность. Оценка конструктной валидности этой методики осуществляется на основе эмпирического исследования, изучающего ценность человеческой жизни. Показано, что наличие у респондента того или иного мировоззрения, операционализируемого с помощью набора нормативных суждений на различные темы (о работе, семье, ценностях и др.), слабо влияет на то, какую ценность приписывает респондент человеческой жизни. Обнаруженные единичные случаи влияния мировоззрения на суждения (при определенных обстоятельствах иерархисты оценивают человеческую жизнь выше, чем индивидуалисты, а эгалитаристы характеризуются наибольшей склонностью спасать людей, жизнь которых находится под угрозой) позволяют говорить о невысокой конструктной валидности этой методики.