• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Выйти из себя и себя обрести: Обмен телами и поиск идентичности в голливудском кино

С. 327-336.

Статья обращается к субжанру голливудского кино, который обычно неофициально обозначается как «фильмы об обмене телами». В фокусе внимания находится следующая психологическая и культурно-антропологическая позиция. В них представлена мгновенная и радикальная потеря главными героями своей идентичности во всех ее ипостасях — и прежде всего такого ключевого ее компонента, как их собственная телесность, — и далее повторное ее обретение, столь же быстрое и радикальное. Индивид оказывается в ситуации тотального остраннения: вместе с потерей собственного тела у нее или него разрушаются и привычные устои — система ценностей, картина мира, образ жизни и привычки, — причем в рамках дальнейшего развития сюжета все эти элементы прежней идентичности последовательно дискредитируются. Большинство этих фильмов относятся к жанру подростковых комедий и фактически представляют собой развернутый акт инициации, где персонажи проходят процесс тотальной «перекомпоновки», деконструкции самих себя на уровне собственного тела и телесного опыта. Их можно оценить как современную вариацию инициационных ритуалов, где зритель вместе с персонажем проходит путь символического перерождения и полноценного вступления в общество. Но к субжанру фильмов об обмене телами можно отнести и кинопродукцию иного рода (такую, как триллеры «Без лица», 1997, «Исходный код», 2011 или взятая из DC Comics сюжетная линия Харви Дента / Двуликого в фильмах о Бэтмене), где акт инициации сам деконструируется, превращаясь в свою противоположность. Вместо обретения новых, более правильных (с точки зрения кинопроизводителей) и общественно приемлемых системы ценностей и образа жизни в кинокартинах этого рода демонстрируется зыбкость окружающего миропорядка и условность любых социальных конвенций.

В книге

СПб.: ИД "Петрополис", 2018.