• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Душа грешная. Концепт души в духовных стихах

С. 358-376.

В статье анализируются контексты, в которых используются лексемы душа и душенька в трех сборниках духовных стихов, содержащих тексты, зафиксированные в разное время (XIX–XXI вв.), в разных регионах и в разном бытовании  (устном и письменном). На основании сопоставления значительного числа контекстов, в которых душа выступает как субъект и объект, а также сочетаний лексем душа, душенька с атрибутивами выявлена специфика текстов в разных сборниках – в зависимости от различия их среды (старообрядцы – православные) и формы бытования. Так, в устных стихах, не принадлежащих к старообрядческой среде, часто душа наделяется «телесностью»: помимо собственно грехов, которые обычно приписываются душе, она может отбирать у коров молоко, у полей урожай, пить, есть и т. п., а в стихах поздней фиксации еще и удавиться, не заботиться о своей душе. Перенос свойств живого человека и грехов телесных на душу, то есть выход за рамки обычной для языка метафорики, наделяющей душу некоторыми телесными свойствами, оказывается возможен лишь в более поздних текстах, бытующих устно в нестарообрядческой среде.

В книге

Душа грешная. Концепт души в духовных стихах
Под науч. редакцией: А. А. Пичхадзе, Л. И. Сазонова, А. Л. Топроков М.: Древлехранилище, 2013.