• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Постмодернизм и внешнеполитическое сознание: проблематизация соотношения

С. 35-39.

В статье представлен авторский взгляд на современную мировую политик и теорию международных отношений через призму постмодернизма, понимаемого в гносеологическом плане как движение, противостоящее модерну и неизбежно сменяющее его. Отмечается, что по аналогии со своими философскими, культурными и социологическими воплощениями, постмодернизм в теории международных отношений и во внешнеполитическом сознании устраняет упорядоченное понимание и структурированную реальность, противопоставляя ему открытость, многообразие и постоянный поиск нового.

Акцентируется, что постмодернизм пришел не только в теорию международных отношений, но и в ее основную практическую область – дипломатию – из своих родных социокультурных и философских областей, привнеся яркие
признаки, например, «ситуативные альянсы» и «изменяющуюся геометрию» отношений, интересов, целей. Сомнению подвергаются не только установки реализма, но и социального конструктивизма с его повышенным вниманием к несиловым составляющим международных отношений и мировой политики – идеям, образам, символам, нормам, ценностям, правилам.

По мнению автора, трансформация презентованной в статье  категории «внешнеполитического постмодернизма» на современном этапе должна идти естественным путем, через принципиальные изменения в мировой политике, связанные с движением к обновленной, более упорядоченной структуре международных отношений. Этому могут способствовать региональные интеграционные процессы, необходимость в которых особенно усилилась после мирового экономического кризиса 2008–2009-х годов.  Интеграция любого типа, от зон свободной торговли до консолидированных конфедераций, способна выстраивать устойчивые наднациональные общества, повышая объективную заинтересованность в стабильности и возвращая гражданам веру в долгосрочные проекты любого рода. В противном случае мировая политическая структура будет подобна рассыпавшейся мозаике, ни одна из частей которой не будет готова занять свое место в цельной картине.