?
«И вселисѧ въ ны»: Боговселение (al-ḥulūl) в мусульманско-христианском диалоге. Илия Нисивинский и Абӯ-л-Ḳāсим ал-Маг̣рибӣ
Гл. 17. С. 297-312.
В основе настоящей работы – издание фрагмента второй главы примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в. – «Книги собеседований» (Китāб ал-маджāлис) Илии Нисивинского – литературно обработанной им записи бесед с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Маг̣рибӣ. Этот фрагмент, содержащий христологическую дискуссию о Боговселении, был изъят из текста собеседования, изданного в 1922 г. Луисом Шейхо. Предлагаемая публикация имеет целью восполнить этот пробел и указать на вероятные мотивы такого изъятия.
Язык:
русский
Селезнев Н. Н., Исторический вестник 2017 № 20 С. 294-307
Особенное внимание в настоящей публикации уделяется части седьмого раздела «Собеседований», посвященной отношениям христиан и мусульман. После вводной статьи вниманию читателей предлагается русский перевод этой части. ...
Добавлено: 11 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2016 Т. XVII С. 129-144
В настоящей публикации рассматривается текст первого собеседования Илии Нисивинского с мусульманским собеседником – везиром Абу-л-Касимом ал-Магрибӣ. Соблюдая почтительность
и демонстрируя расположение, играет на поле своего vis-à-vis, приводя аргументы и контраргументы со ссылками на Коран и мусульманские воззрения и практики. ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : Ya evaṃ veda.. Кто так знает... Памяти Владимира Николаевича Романова. Т. LXI: Orientalia et Classica.: М. : Изд-во РГГУ, 2016. Гл. 14. С. 349-363.
В настоящей публикации вниманию читателей предлагается фрагмент примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в. – глава из «Книги собеседований» (Китāб ал-маджāлис) Илии Нисивинского, представляющей собой литературно обработанную запись его бесед с мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Магриби. Это произведение интересно не только тем, что свидетельствует об интеллектуальных связях между представителями разных религиозных традиций средневековой арабской культуры эпохи ее расцвета, ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., , in : «Рассыпанное» и «собранное»: стратегии организации смыслового пространства в арабо-мусульманской культуре. : М. : ООО "Садра", 2015. Ch. 5. P. 122-135.
Книга общности веры (Kitāb iǧtimāʿ al-amāna) представляет собой экуменический трактат, имеющий своей целью примирение трех основных конфессий восточного христианства: «несториан», «мелькитов» и «яковитов». Это произведение известно в двух редакциях, в одной из которых оно приписано Илие ал-Джаухарӣ, тогда как в другой, отражающей, по-видимому, оригинальную атрибуцию, его автором назван ʿАлӣ ибн Дāвӯд ал-Арфāдӣ. Русские исследователи церковной ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика 2015 № 4 С. 57-65
«Книга собеседований» (Китāб ал-маджāлис) Илии Нисивинского представляет собой примечательный памятник арабо-христианской письменности XI в., по сей день ожидающий своего полного критического издания. Его содержание составляет литературно обработанную запись бесед митрополита Илии (975–1046) с его мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Хусайном ибн ʿАли ал-Магриби (981–1027). Это произведение свидетельствует об интеллектуальных связях между представителями разных религиозных традиций средневековой арабской ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2015 № 3 С. 9-20
В статье рассматривается пример христианского апологетического дискурса, представленного в несторианской богословской энциклопедии – сочинении, написанном на арабском языке в средневековой Месопотамии. Автор этого сочинения иллюстрирует свой трактат о любви примерами самоотверженности пророков, в частности, Авраама и Иова (ср. отсылки к тем же примерам в Коране, сура 38) и затем возводит свою мысль к Самопожертвованию Христа. ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 389-395
Католикос-Патриарх Илия III, известный также под своим мiрским именем ʼАбу Халим ибн ал-Хадиси родился в г. Маййафарикин (совр. Сильван в Турции) в 1108 году, был митрополитом Нисивинским, затем, с 25 января 1176 года (3-го воскресенья по Богоявлению 1487 года эры греков и 571 года хиджры), – Католикос-Патриарх Церкви Востока. Службу его патриаршего поставления возглавил митрополит пользовавшейся особым ...
Добавлено: 8 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2015 Т. 33 № 2 С. 161-181
Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV-XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
М. : РАНХиГС, 2015
Главная тема для настоящего выпуска — государства и межконфессиональные связи на христианском Востоке. О том, что христианства не безразлично отношение к государственности, известно уже с первых страниц Евангелия. Евангелисты указывают, что Иисус родился «во дни царя Ирода» и что святое семейство подчинилось повелению «от кесаря Августа» о переписи. Политика Римской империи во многом определяла судьбы ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Историко-философский ежегодник 2012 Т. 2011 С. 313-329
В критическом разборе христианской догматики, предпринятом известным мусульманским полемистом из Андалусии Ибн Хазмом (994–1064) содержится раздел о Боговоплощении, в котором он дает обзор вероучительных расхождений христианских сообществ. Как и ряд других мусульманских авторов, он выделяет три основные конфессии: «мелькитов», «яковитов» и «несториан». В число «мелькитов», таким образом, попадали как греки–халкидониты, так и придерживавшиеся халкидонского вероопределения ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2013 Vol. 9 P. 382-398
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Религиоведение 2006 № 3 С. 16-27
Книга Гераклида: Находясь в ссылке, Несторий составил апологию, надписав ее, с целью уберечь от сожжения, именем Гераклида Дамасского. Это сочинение, еще известное Евагрию Схоластику (536-594), в оригинале до нас не дошло, однако оно сохранилось в традиции сирийского Востока в сирийском переводе. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., , in : Babel und Bibel 6: Annual of Ancient Near Eastern, Old Testament, and Semitic Studies. : Winona Lake : Eisenbrauns, 2012. P. 562-563.
Добавлено: 7 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2011 Т. 10 № 1-2 С. 45-53
Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – египетский арабоязычный христианский историк XIII в. – фигура парадоксальная. Регулярно называемый «коптским автором», он не был коптом, а первая часть всеобщей истории, написанной этим автором, известным не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления, по сей день известна лишь в рукописях. ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Притула А. Д., СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2014
Книга представляет собой издание средневековых христианских восточносирийских (несторианских) гимнов сборника Вардā, многие из которых публикуются впервые. В издании использованы основные списки этого крупнейшего сироязычного собрания литургической поэзии. Публикация текстов предваряется исследованием, рассматривающим текстологические, литературные особенности памятника, его место в восточнохристианской традиции. Издание предназначено как для специалистов, так и для всех интересующихся средневековой литературой. ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., История философии 2011 № 16 С. 265-280
Энциклопедическое сочинение арабоязычного коптского автора XIII в. Ал‑Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля «Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn» – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из «сочинения Ибн аï-Ṭаййиба, несторианина, с перечислением [различных] мнений людей о единстве и их доводов». Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, рассматривающее использование коптскими книжниками ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2005 Т. XI С. 72-76
О проникиовении на восток уйгурского христианства свидетельствуют среди прочего обнаруженные в 1941 и 1983/4 гг. в 350 км. к севера-востоку от Пекина и в юго-восточной провинции Китая Фу-цзянь христианские надгробья, датирующиеся 1253 и 1331 гг. РХ с надписями на сирийском и уйгурском языках. Ещё одно свидетельство: во время монгольского владычества, в 1280 г., было организовано ...
Добавлено: 4 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2010 № 3 С. 151-156
Энциклопедическое сочинение коптского автора XIII в. Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из трактата «священника достойного Назифа ибн Йумна, врача багдадского, мелькита (да будет доволен им Бог!) – раздел из целого трактата о единстве, в котором он утверждал, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : Источниковедение культурных традиций Востока: гебраистика – эллинистика – сирология – славистика. Сборник научных статей. : СПб. : Петербургский институт иудаики, 2016. Гл. 17. С. 261-276.
«Книга собеседований» (Kitāb al-maǧālis) Илии Нисивинского – примечательный памятник арабо-христианской письменности XI в., представляющий собой литературно обработанную запись бесед митрополита Нисивина с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Маг̣рибӣ. Второе собеседование содержит христологическую дискуссию о концепции al-ḥulūl – [Бого]вселения (или пребывания). Текст этой беседы складывается из двух основных частей. В первой части – на которой сосредоточено внимание в ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : «Рассыпанное» и «собранное»: когнитивные приемы арабо-мусульманской культуры. : М. : ООО "Садра", 2017. Гл. 12. С. 549-560.
В основе настоящей работы – рассмотрение одной из глав примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в. – «Книги собеседований» (Китāб ал-маджāлис) Илии Нисивинского – литературно обработанной им записи бесед с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Маг̣рибӣ. В процессе разбора первого маджлиса привлекается также соответствующая часть главы о христианстве из трактата знаменитого андалусского полемиста Абӯ Муx̣аммада ʿАлӣ ибн Аx̣мада ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.
Терпелюк А. А., М. : Изд-во АЦВ, 2009
The present critical edition of the Martyrdom of Cyriacus and Julitta is based on the MS of the Vаtican Library, Syriac 161 (its facsimile reproduction was issued by the Bibliotheca Apostolica Vаticana together with Brighаm Young University) and on the text of the Martyrdom edited by P. Bedjan (Acta Martyrum et Sanctorum III). The latter was ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : Православная энциклопедия. Т. XVI.: М. : Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2007. С. 509-510.
ДЫНХА IV МАР [Денха IV Мар] Хананья (род. 15.09.1935, дер. Дарбандоке, близ г. Шаклава, Сев. Ирак), Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока (с 17 окт. 1976). Происходит из рода потомственных священнослужителей; место рождения - район древних христ. храмов. Начальное обучение проходил под рук. своего деда, свящ. Беньямина Соро. В 1947 г. Д. М. был принят в число ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 257-286
Имя константинопольского епископа Нестория, вокруг которого в 431 г. разгорелся «вселенский скандал»1, вскоре стало служить символом, определяющим разные позиции в церковно-политическом и вероучительном контекстах, и оставалось таким символом на протяжении всей последующей истории, вплоть до наших дней. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Էջմիածին [Эчмиадзин] 2016 No. 5 P. 9-23
БАВВАЙ ВЕЛИКИЙ (Баввай Раббā) (ок. 550 – ок. 628) – ключевая фигура в истории формирования вероучения Церкви Востока (см. Ассирийская Церковь Востока). Был настоятелем видного центра восточносирийской учености – монастыря на горе Изла, расп. к востоку от Нисивина. В 609–628, когда шах Хосров II под влиянием своего врача, представителя западносирийской Церкви, Гавриила Шингарского, запретил избирать ...
Добавлено: 7 октября 2017 г.