• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Где кончается Египет и начинаются чужеземные страны? Еще раз о термине Kmt в надписях Камоса

С. 226-247.

Рассматривается использование понятия Kmt («Египет») в первой стеле Камоса. Выясняется, что фиванские вельможи в этом тексте проводят особую концепцию, в которой Kmt per se твердо совпадает с тогдашней фиванской, негиксосской частью былого Kmt  (= Египта в  регулярном значении слова), а египетская территория, подконтрольная гиксосам, вообще не является частью Kmt  а рассматривается как  часть «Страны азиатов-ааму» (соседящей со всем Kmt), т.е. входит в неегипетский мир чужеземцев. Рефлексы этой концепции в рамках противоположного, традиционного взгляда на Kmt обнаруживаются во Второй стеле Камоса и Сказке об Апопи и Секененра. Эта уникальная «редукционистская» концепция Kmt, вероятно, была компенсационной попыткой примирить естественную общую презумпцию того, что священная земля Kmt не может попасть под власть чужеземных завоевателей, с с фактом гиксосского контроля над частью Египта. Самый простой способ добиться такого примирения заключался в том, чтобы исключить эту часть из понятия Kmt / Египет как такового. Само возникновение потребности в этой редукционистской концепции и ее самой  было возможно, только если царство Авариса было действительно основано группой вторгшихся извне завоевателей, а не местными нижнеегипетскими подданными азиатского происхождения, как нередко полагают

В книге

Где кончается Египет и начинаются чужеземные страны? Еще раз о термине Kmt в надписях Камоса
Немировский А. А. М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2018.