?
Динамика межуровневых отношений в языке (идеи классиков для образовательных целей)
В статье обсуждаются вопросы обучения письменной речи на иностранном языке в вузе. Важной является проблема целесообразности использования в этом процессе данных родного языка, в связи с чем предпринята попытка показать, что некоторые явления естественного языка становятся более понятны при сопоставлении двух языков. В качестве примера рассматривается взаимодействие логического и грамматического порядков слов в предложении английского и русского языков. C точки зрения устройства языка это взаимодействие является частью процесса создания письменного сообщения. Если принять, что два порядка слов в предложении могут совпадать или не совпадать, вступая в противоречие, их взаимодействие будет выражаться по-разному в разных языках. В рассматриваемом случае русский язык используется как инструмент анализа основной и вспомогательной информации в предложении английского языка.
Полученные данные показывают, что во взаимодействии двух порядков слов логический порядок слов является главным в обоих языках. Синтаксис как структурное средство формирования и оформления мысли достаточно гибок для выполнения этих функций, даже в языках с фиксированным порядком слов.