• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Чернышевский и Достоевский: параллели

С. 101-131.

стало банальным уже соотнесение заглавий двух ро- манов — Александра Герцена и Николая Чернышев- ского. Повторю эту банальность: «кто виноват?» и «что делать?» — два основных вопроса русской культуры. Причем подтекст этого сопоставления очевиден — со- циально-гражданственный. На мой взгляд, проблема, поставленная двумя писателями-философами, много серьезнее и глубже. Герцен предложил искать виноватого в бедах человеческой жизни и предложил негативную теодицею. В России виноватой, на его взгляд, оказалась империя, на Западе — буржуа, а в судьбах человечества — Бог. Чернышевский, не просто сын протоиерея, но и человек глубоко верующий (об этом чуть позже), считал порочной саму идею искать виноватых вовне, надо делать себя, тогда и жизнь наладится, не искать, кто виноват, а делать нечто, ибо план Бога по созданию мира был разумен. Как и Августин, он снимал с Бога вину за мировое зло. Поиск виноватых приводит к расправам, гибели невинных, особенно в случае народных мятежей.

В книге

Под науч. редакцией: П. Фаста Катовице: Stowarzyszenie Inicjatyw Wydawniczych, 2018.