• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Инвалидность как вызов личностному развитию: парадоксальная диалектика ограниченности и благополучия

Статья посвящена анализу подходов к инвалидности в рамках изучения качества жизни и благополучия. Инвалидность рассматривается с точки зрения разных исследовательских контекстов – клинического, социального, культурно-исторического, позитивного. Большинство исследований, выполненных в русле классической методологии, рассматривает качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения различных дефицитов и негативных последствий инвалидности. В статье предлагается понимать эти следствия как условия, которые, безусловно, оказывают влияние на жизнь человека с инвалидностью, однако не являются главными детерминантами его качества жизни и субъективного благополучия. Благодаря синтезу современных подходов в психологии личности на основе культурно-исторической парадигмы становится возможным преодолеть существующие методологические тупики, связанные преувеличением роли ограничений в жизни человека с инвалидностью. Вопрос о его качестве жизни, таким образом, удается поставить не только на уровне социальных групп, но и на уровне отдельно взятой личности. Обосновывается возможность и потенциал изучения инвалидности как одного из «затрудненных условий», в которых происходит развитие личности.

В книге

Под редакцией: А. С. Курленоква, Е. Э. Носенко-Штейн М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2018.