?
«Вот штука-то»: об отсутствии Казимира Малевича в стихотворении Даниила Хармса «На смерть Казимира Малевича»
С. 469-485.
Статья посвящена анализу стихотворения Даниила Хармса "На смерть Казимира Малевича".
Язык:
русский
В книге
СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015
Кукулин И. В., В кн. : Русская литература ХХ века: 1930-е - середина 1950-х годов: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования: в двух томах. Т. 1.: М. : Издательский центр «Академия», 2014. Гл. 23. С. 256-283.
Глава содержит изложение основных этапов истории литературной группы ОБЭРИУ, анализ ее общекультурного значения и основных черт поэтики ее двух виднейших представителей - Даниила Хармса и Александра Введенского (анализ поэтики Заболоцкого и Вагинова, еще двух значительных участников ОБЭРИУ, в этом учебном пособии дан в отдельных главах). ...
Добавлено: 15 марта 2015 г.
Лекманов О. А., Rylova M., Свердлов М. И., Slavic Literatures (ранее - Russian Literature) 2021 No. 120-121 P. 203-237
Статья о журнале "Пионер" и газете "Пионерская правда" ...
Добавлено: 26 мая 2021 г.
Подобуева Е. В., В кн. : Русский логос – 2: Модерн – границы контроля. Материалы международной философской конференции 25-28 сентября 2019 г. : СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 409-412.
В данной статье рассматривается проблемы взаимодействия философии и искусства на примере М. О. Гершензона и К. Малевича, в ходе которых выдвигается тезис о том, что после кризиса искусства нач. ХХ в. живописное искусство начинает перенимать на себя функции философского текста. ...
Добавлено: 26 октября 2019 г.
Подобуева Е. В., В кн. : Трансцендентальная перспектива философствования: история и метод. : М. : Алькор Паблишерс, 2019. С. 166-172.
Настоящая статья посвящена проблеме личности-обезличи- вания в творчестве М.О. Гершензона и К. Малевича. В рамках статьи доказывается тезис о том, что несмотря на то, что в фи- лософии Гершензона центральным понятием является личность, а Малевич диктует необходимость процесса обезличивания для возможности постижения совершенства, все же оба акта (утверж- дение через личность и через обезличивание) представляются ...
Добавлено: 7 декабря 2019 г.
Левина Т. В., Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение 2019 № 4 С. 34-47
В трактате “Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой” (1922) Казимир Малевич позиционирует себя “бескнижником”, не рассматривавшим теории других философов - Бергсона, Шопенгауэра и других. На самом деле, в трактате есть большое количество отсылок к философам, принадлежащим другой традиции. Одна из частей трактата посвящена Михаилу Осиповичу Гершензону – другу и единомышленнику Малевича. В трактате виден ...
Добавлено: 17 ноября 2019 г.
Левина Т. В., Страницы: богословие, культура, образование 2020
В "Умозрениях в красках" (1916) Евгений Трубецкой описывает икону как встречу двух миров, двух планов существования. С одной стороны, потусторонний вечный покой; с другой стороны - хаотическое, но стремящееся к успокоению в Боге существование. Соответственно этим двум мирам отражаются в иконе две России. Эти слова напоминают позднюю работу Казимира Малевича, авангардного художника и теоретика. В 1922 году он ...
Добавлено: 1 ноября 2018 г.
Подобуева Е. В., В кн. : Трансцендентальный поворот в современной философии-5: трансцендентальный метод и современная наука (естествознание, математика, когнитивные науки, теология, этика): тезисы 5-го международного научного семинара «Трансцендентальный поворот в современной философии» (Москва, 23–25 апреля 2020 г.). : М. : ГАУГН–Пресс, Фонд ЦГИ, 2020. С. 170-171.
Данная работа посвящена попытке проанализировать супрематиче- скую картину К. Малевича «Черный квадрат» в контексте феноменологического метода Ж.-Л. Мариона и его теории о насыщенных феноменах. Основным тезисом данной рабо- ты является предположение, что отдельные абстрактные картины могут быть отнесены не только к феноменам идола и, но и к феноменам иконы. ...
Добавлено: 11 сентября 2020 г.
Подобуева Е. В., Артикульт 2022
Настоящая статья посвящена рассмотрению супрематических полотен Казимира Малевича "цветного", "черного" и "белого" периодов в контексте теории насыщенных феноменов Жана-Люка Мариона, а именно феноменов идола и иконы. Текст также затрагивает вопрос рассмотрения искусства модерна в контексте феноменологии Гуссерля и Хайдеггера. В рамках исследования выдвигается тезис о том, что супрематические полотна могут представлять собой примеры феномена иконы ...
Добавлено: 26 ноября 2021 г.
Подобуева Е. В., Артикульт 2020 Т. 37 № 1 С. 115-124
Статья посвящена рассмотрению проблемы кризиса искусства в России начала ХХ века на примере супрематического творчества К. Малевича и философских воззрений Н. Бердяева и М. Гершензона. К. Малевич представлял собой уникальный феномен в мире искусства первой половины двадцатого столетия. Он сумел воплотить в супрематизме сущность «искусства ради искусства», стремление к выходу за данность эмпирической реальности. Подобное стремление было крайне важно ...
Добавлено: 16 апреля 2020 г.