• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Значение диалогического взаимодействия для реализации модели исследовательского обучения: требования к подготовке педагога

С. 13-37.

Взаимодействие между социально-ролевыми позициями «учитель» и «класс», а также «учитель» и «ученик» – в педагогической психологии всегда находились в центре внимания как базовые для построения практики обучения, воспитания, развития. Типы позиционных отношений на практике их реализации можно рассматривать между двух полюсов по доминирующему источнику инициативы: 1 – парадигма воздействие – учитель выступает активным транслятором знаний, а ученик (класс) выступает в позиции реципиента транслируемых знаний и осуществляет активность по инструкции и под руководством учителя; 2 – парадигма взаимодействия – учитель и ученик (класс) находятся в коммуникативной ситуации активного взаимодействия и совместно-распределенной деятельности, в ходе которой происходит взаимное развитие ученика (присвоение новых знаний, навыков, развитие способностей) и учителя (профессионально-личностное развитие). Представлена идея, что позиция взаимодействия продуктивная для решения задач развития самостоятельности, инциативности, продуктивности на основе исследовательской деятельности. Представлена детализация профессиональной компетенции «Способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся» (ПК-12) из ФГОС ВПО 3+ (педагогическое образования).