Глава
«Культурная составляющая» общественной географии в России: итоги становления, проблематика, тренды развития. Вопросы к экспертам и экспертные мнения
В главе представлены экспертные мнения касательно итогов становления, проблем и трендов развития "культурной составляющей" общественной географии в России. Обозначены итоги и достижения российской культурной географии, проблемы развития современного аппарата культурно-географических исследований, новые концептуальные подходы и точки роста в указанной области знаний.
В книге
В книге исследуются основные методологические и теоретические подходы к моделированию образов территории. Предлагаются различные модели образов территории в зависимости от специализации образа, а также его уровня в территориальной иерархии. В работе используются материалы, собранные авторами в ходе полевых исследований, в результате изучения научных и литературных источников, сети Интернет. Построен ряд прикладных моделей образов территории, который можно применять в региональной политике, продвижении образов территории.
Книга предназначена для специалистов в сфере региональной и внешней политики, культурной политики, культурной и гуманитарной географии, культурологи, регионоведения. Может быть также полезна преподавателям и студентам высших учебных заведений культурологических, социологических, политологических и географических специальностей; широкому кругу читателей, интересующихся междисциплинарными методологическими проблемами.
В статье проводится интегральная балльная оценка социально-экономических факторов развития регионов для целей создания туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТОЭЗ).
В книге размещены материалы трудов по темам общих проблемы регионального развития и географической науки.
В главе обосновывается соотношение гуманитарной и культурной географии; излагаются основные положения концепции мифогеографии (модель места как палимпсеста, семиозис пространственных мифов); предлагается определение территориальных культурных систем как нового интегрального объекта культурной географии.
В статье рассматриваются процессы деконцентрации производства и собственности в сельском и лесном хозяйстве в период системного кризиса экономики России 1990-х гг. и процессы концентрации производства и образования вертикально-интегрированных компаний в период восстановительной индустриализации 2000-х годов. Особое внимание уделяется воздействию указанных процессов на пространственную организацию сельской местности в Нечерноземной зоне Европейской России и на социально-экономическое состояние сельских сообществ. Делается вывод о том, что сельское и лесное хозяйство — нижние (сырьевые) этажи технологических цепочек агро- и лесопромышленных комплексов — больше всего пострадали в период экономического спада и становились объектами, а не субъектами вертикальной интеграции в период компенсаторного экономического роста.
Статья посвящена осмыслению соотношения различных подходов к анализу топонимики в перспективе изучения исторической культуры и городских исследований. Предметом анализа выступает советское топонимическое наследие и, в частности, бытование годонима "улица Советская" на постсоветском пространстве.
Культурная география — относительно молодая и не вполне институционализированная в российских условиях географическая наука. В классификациях отраслевых (тематических) атласов в настоящее время культурно-географические атласы не предусмотрены, хотя в одном из вариантов фигурируют «атласы культуры». В качестве картографических произведений, имеющих культурно-географическое содержание, можно выделить серию атласов истории русской культуры С.Я. Сущего и региональные историко-культурные атласы. Эти атласы не отличаются оригинальностью подходов к выбору способов картографического изображения, часто имеют сугубо историческое наполнение или практически лишены картографических материалов (атлас по названию фактически выступает региональной энциклопедией). Культурно-географические явления получили развитие в тематических картах в комплексных атласах. При явном преобладании карт артефактов культуры в последние годы складывается традиция картографирования культурного наследия, а также карт культурно-географического районирования территории. Таковые можно найти как в томе «История. Культура» Национального атласа России, так и в ряде смежных отраслевых атласов: этнических, этнографических, этногеографических. Однако и в этих случаях не приходится говорить о формировании специфических подходов и приёмов картографирования культурно-географических явлений. Потенциально подобным специфическим направлением развития собственно культурно-географических атласов могли бы стать ментальные карты. Перспективным представляется в этом случае преодоление дихотомии мысленных карт, графически отображающих существующую в сознании людей пространственную информацию, и ментальных карт в узком смысле, выражающих традиционными картографическими способами представления людей об окружающем мире, и обращение к комплексным подходам, в рамках которых географические представления «привязываются» к конкретным культурным ландшафтам.
В статье рассматривается содержание понятия «гуманитарная география» в различных трактовках. Обосновывается целесообразности рассмотрения гуманитарной географии в узком смысле как обособленной специфической российской междисциплинарной научной школы. Анализируются взаимосвязи понятий «культурная география» и «гуманитарная география». Исследуется соотношение гуманитарной географии в России и близких ей научных направлений в мировой географии («новая культурная география», гуманистическая география, «география и гуманитарные науки»).