Глава
Политические режимы и формирование институтов открытого доступа: эмпирический анализ
В работе построена эмпирическая модель размера барьеров входа на рынки по данным по 141 стране в течение периода 2004–2013 гг. Создан показатель, более полно отражающий эффекты методов блокирования входа на рынок. Проведенная оценка влияния политических режимов на барьеры входа на рынок показала, что объемы и жесткость регулирования входа в отрасли экономик не имеют однозначной зависимости от политических режимов в странах.
В статье рассматриваются подходы к прогнозированию процессов дестабилизации в Исламской Республике Иран. Первый подход, названный «четыре шага», заключается в последовательном анализе четырех универсальных параметров, описывающих протестную активность. Второй подход базируется на методике, использованной при анализе событий Арабской весны и при оценке протестного потенциала в Центрально-Азиатском регионе после 2011 г. На основании результатов анализа с использованием обоих подходов можно говорить об увеличении протестного потенциала в Иране, что чревато ростом числа уличных акций в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В то же время некритический масштаб конфликтогенности и наличие сильных сдерживающих факторов не позволяют делать предположения касательно таких радикальных проявлений протестной активности, как революция или гражданская война. Действующий режим в Иране адаптирован к перманентно умеренному протестному фону, что способствует его сохранению в нынешнем состоянии.
При помощи количественных методов анализа исследуется вопрос о связи между качеством функционирования государства и политическим режимом; выводы заключаются в том, что указанная связь существует, но носит нелинейный характер: наиболее высокое качество функционирования государства наблюдается в консолидированных демократиях, а для «промежуточных режимов» («анократий») эта связь выражена очень слабо.
Регион Ближнего и Среднего Востока (Большого Ближнего Востока) принадлежит к числу наиболее сложных, неоднородных и конфликтных зон современного мира. Сложность и неоднородность региона лучше всего выражает нестабильность его геополитического пространства, наличие множества факторов, тормозящих экономическую и политическую интеграцию стран этого района. Геополитическую ситуацию в регионе отличает наличие многочисленных, в том числе равнозначных по силе и влиянию государств, что существенно затрудняет выделение какой-либо страны в качестве геополитического центра, способного эффективно влиять на ситуацию в регионе.
В главе рассматриваются структурные и процедурные факторы, содействующие или тормозящие демократические транзиты и объясняющие появление целого спектра посткоммунистических режимных трансформаций - от консолидированных демократий и демократий "с изъянами"до гибридных режимов и новых автократий. Предложенная теоретико-методологическая модель получает эмпирическую апробацию на материале трансформаций политических режимов в странах Центральной Азии, Закавказья и Восточной Европы
Авторитарные режимы различаются степенью ограничения власти лидера: его способностью влиять на процесс принятия решений. Предыдущие исследования не дают четкого ответа на вопрос о том, как сильный лидер влияет на экономику страны. В данной работе я оцениваю влияние персонализации власти лидера на экономические показатели. Хотя в большинстве предыдущих исследований в этой области основное внимание уделяется типологиям режимов, я использую наблюдаемые показатели персонализации власти в 90 автократических странах с 1960 по 2010 год и оцениваю их влияние на экономические показатели. В качестве наблюдаемых показателей персонализации власти я использую концентрацию власти, доступные лидеру полномочия и способность лидера увольнять министров. Результаты свидетельствуют, что страны, где лидеры могут оставаться на посту дольше и способны без ограничений менять кабинет министров, концентрируют больше сил в своих руках, как правило, более оппортунистичны. Результаты предполагают, что сильные лидеры устанавливают такой режим разделения власти, который позволяет им действовать по-своему.
В статье рассматривается соотношение государственной состоятельности и качества институтов, с одной стороны, и характеристик политических режимов – прежде всего, современных постсоветских автократий и гибридных режимов. В частности, осуществлена эмпирическая проверка распространенной в литературе теории так наз. J-кривой, в соответствии с которой автократии могут обладать хорошие институтами (обеспечение закона и порядка, гарантии прав собственности, ограничение коррупции, свобода СМИ, эффективное государственное управление и др.). Для этого используются пять (из шести) индексов World governance indicators и показатели уровней демократии-автократии Freedom house. Проведенный анализ опровергает J-кривую на материале постсоветской выборки. В качестве возможного объяснения предложена модель «Царя горы» как монополиста политической и экономической ренты. Рассматриваются варианты, при которых авторитарный режим может пойти на реформу институтов.