• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

К вопросу о датировке храма Мама-Давид в Акуре и памятников его круга

С. 51-58.
Виноградов А. Ю., Елшин Д. Д., Белецкий Д. В., Виноградова Е. А.

Сохранившаяся почти полностью, с минималь- ными реставрационными вмешательствами, базилика Мама-Давид («Отец Давид») близ кахетинского села Акура традиционно занимает важное место в истории грузинской архитектуры. Хронологию памятников круга Мама-Давида можно предположительно вос- становить следующим образом. В 1040–1050-е годы в Кахетии появляется (возможно, извне) артель плинфотворителей, которая производила прямоугольный кирпич, в том числе и лекальный – для устройства «жгутовых» тяг. В сотрудничестве с местными каме- нотесами они строят храм Мама-Давид близ Акуры, где имитируют каменную деко- рацию восточногрузинских соборов 1030-х годов, а также по соседству церковь Нат- лисмцемели близ Калаури, с меньшим количеством кирпичной декорации. Если наша датировка верна, эти храмы входят в число самых поздних базилик Грузии. Вероятно, те же мастера участвуют в восстановлении купола храма Барцана в другой части Кахе- тии. После вхождения Кахетии в Объединенное Грузинское царство в 1105 году распи- сываются, причем разными артелями, вначале храм в Барцане, а затем – Мама-Давид.

В книге

К вопросу о датировке храма Мама-Давид в Акуре и памятников его круга
Под редакцией: О. В. Никифорова Т. XII. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 2016.