Глава
Алгоритмы формирования расписания подготовки космонавтов
В статье рассматривается задача календарного планирования подготовки экипажа космонавтов для работы на Международной космической станции (МКС). Ставится задача получения допустимого расписания, удовлетворяющего ограничениям, принятым в Центре подготовки космонавтов: доступность тренажеров, преподавателей, последовательность изучения дисциплин и т.д. Горизонт планирования в задаче составляет 2,5 – 3 года.
В книге
Проведен сравнительный анализ отказоустойчивости датчиковых и интеллектуальных систем активной безопасности автомобиля на примере задачи мониторинга температур перегрева тормозов, решаемой в неполной конфигурации измерительной части системы. Рассмотрен способ информационного резервирования, основанный на свойствах системы уравнений вращения колес. Достраивание адекватных оценок скоростей продольных скольжений колес основано на идентифицируемых зависимостях сил трения скольжений от скольжений. Показано, что информационное резервирование позволяет сохранить наблюдаемость температур перегрева тормозов вплоть до полной деградации измерительной части интеллектуальной системы.
Рассматриваются математические модели продольного движения центра масс автомобиля, модели двигателя, трансмиссии и тормозной системы. Проводится анализ динамики систем стабилизации скорости автомобиля с учетом ограничений на тяговое ускорение с одношаговым и ПИ-регуляторами.
Описываются и сравниваются математические модели переходных элементов в 4 системах: от полупроводниковой наноэлектроники до живых систем.
Акцентируется внимание на проблеме возможного несоответствия между «оптимальным» выбором при многих критериях и имеющимися предпочтениями у лица, принимающего решение (ЛПР), в формате задач оптимизации систем логистики. Приведена иллюстрация ситуации, когда ни один из традиционно рекомендуемых теорией критериев (на основе прямых методов оптимизации) не позволяет логисту найти в качестве оптимального решения именно такую альтернативу, которую предпочитает ЛПР. Это подчеркивает необходимость и актуальность разработки новых специальных модификаций в формате таких подходов к решению многокритериальных задач оптимизации, чтобы расширить арсенал доступных логисту средств, которые сегодня позволят ему устранять подобные аномальные феномены неадекватного выбора при оптимизации логистических систем.
Рассматриваются способы решения задач аппроксимации и интерполяции дискретных функций различными численными методами.
Приводится сравнительный анализ отказоустойчивости датчиковых и интеллектуальных систем мониторинга температур тормозов автомобиля. Рассматривается способ информационного резервирования оценок температур перегрева тормозов с помощью математических моделей.
Proceedings include extended abstracts of reports presented at the III International Conference on Optimization Methods and Applications “Optimization and application” (OPTIMA-2012) held in Costa da Caparica, Portugal, September 23—30, 2012.