Глава
Occupational choice of migrants: does NEG tell something new?
В книге

В статье анализируется временная трудовая миграция в современной России. Источники информации - данные ФМС России, данные выборочных обследований ОНПЗ. Под временными мигрантами понимаются не только иностранные граждане, но и россияне, осуществляющие трудовую деятельность вне региона постоянного проживания.
Настоящее исследование посвящено анализу миграционных потоков, трудового и производственного потенциала региона Центральной Азии на примере Кыргызстана и Таджикистана. В фокусе исследования — поиск возможностей переориентации указанных экономик с экспорта рабочей силы на экспорт трудоемких товаров и услуг. Исследование реализовано в качестве вклада Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) в аналитический проект Программы развития ООН (ПРООН) «Миграция, денежные переводы и человеческое развитие в странах Центральной Азии».
Анализ миграционных потоков и показателей рынков труда показал, что Кыргызстан и Таджикистан пока не в состоянии обеспечить своих граждан достаточным количеством рабочих мест (а также их качеством), что заставляет значительную часть трудоспособного населения искать работу за рубежом и мигрировать преимущественно в Россию и Казахстан. Денежные переводы трудовых мигрантов по-прежнему играют значительную роль в экономике стран-доноров рабочей силы. Объем денежных переводов мигрантов в 2013 году составил 48% и 31% от ВВП в Таджикистане и Кыргызстане соответственно.
Правительства Таджикистана и Кыргызстана поощряют экспорт труда как средство поддержания экономики, в то время как обеим странам необходимо принятие комплексной системы мер, направленных на развитие трудоемких и экспортоориентированных секторов. Примерами таких секторов являются сельское хозяйство, агропром, текстильная промышленность и добыча полезных ископаемых (прежде всего в Кыргызстане).
Экономики Кыргызстана и Таджикистана могут быть потенциально привлекательными для инвесторов за счет низких издержек на рабочую силу и преимуществ достаточно либерального трудового законодательства. Взвешенная государственная поддержка этих секторов и привлечение в них инвестиций из стран ЕАЭС и других государств-партнеров будут способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению доходов населения и притоку или сдерживанию выбытия квалифицированных трудовых ресурсов.
В мае 2015 года Правительство Кыргызстана приняло решение о вступлении страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Решение по вступлению Таджикистана в ЕАЭС обсуждается. В случае вступления в ЕАЭС, только за счет фактора денежных переводов таджикских граждан, трудящихся на территории России и Казахстана, в Таджикистане возможен рост ВВП дополнительно на один процентный пункт в год.
Насколько потенциал денежных переводов мигрантов Кыргызстана и Таджикистана будет использован в инвестиционных целях, зависит от способности банковской системы двух стран предоставить сберегательные инструменты, которые привлекут деньги граждан в финансово-кредитную систему, что позволит аккумулировать средства для инвестиций. Одним из решений может стать создание обсуждаемых в настоящее время инвестиционных фондов для мигрантов. При этом необходимо повышать финансовую грамотность населения, которое не пользуется услугами финансового сектора из-за низкого доверия к финансовым институтам.
Правительствам Кыргызстана и Таджикистана желательно разработать политику занятости, скоординированную с политикой образования, так как подготовка кадров должна соответствовать потребностям рынка труда двух стран. Важно уделить особое внимание подготовке и найму квалифицированных сотрудников в наиболее перспективных экспортоориентированных секторах экономики, а именно в сельском хозяйстве и текстильной промышленности, включая производство сырья (для Таджикистана), и горнодобывающем секторе (для Кыргызстана). Также необходима реализация государственной политики, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса, особенно среди молодежи.
Наконец, правительствам и соответствующим государственным структурам Кыргызстана и Таджикистана (в случае его вступления в ЕАЭС) целесообразно подключиться к процессу формирования общего пенсионного пространства в рамках ЕАЭС. В настоящее время странами-членами Союза ведется разработка законодательной базы, обеспечивающей взаимозачет пенсионных прав (мобильность пенсий) трудовых мигрантов между странами-реципиентами и странами-донорами на принципах пропорционального начисления.
Экономические преобразования, которые повлечет за собой состоявшееся вступление Кыргызстана и возможное вступление Таджикистана в ЕАЭС, в частности — улучшение инвестиционного климата, будут способствовать расширению инвестиционных операций со стороны Евразийского банка развития и других институтов развития, представленных в Центрально-азиатском регионе. В этом случае на территории обоих государств ускорится реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе трансграничных и экспортоориентированных, что приведет к созданию большего количества рабочих мест для населения и диверсификации экономик.
. В статье совместно рассмотрены процессы внутренней трудовой миграции и международной трудовой миграции в России. Доступные источники статистической инфор- мации и обзор исследований позволяют определить их как количественно сопоставимые, но имеющие выраженную региональную специфику. Несмотря на тяготение внутренних и между- народных мигрантов к крупнейшим городам, российские отходники чаще выезжают на работу в регионы Севера и Востока страны. Ниши занятости внутренних и международных мигрантов во многом совпадают, но при этом международные мигранты чаще дискриминированы в почасовой оплате труда. Мигранты-россияне и иностранцы скорее дополняют друг друга на региональных рынках труда, чем являются конкурентами. Использованные в статье результаты исследований последних лет, проводимых Институтом социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС, позволяют утверждать, что социально-экономические эффекты международной тру- довой миграции и внутристрановой трудовой миграции схожи, однако значимость миграции для экономики домохозяйств и местных бюджетов в России недоучитывается.
В сборник входят работы, направленные на сопоставление Байкальской Азии с различными регионами России, сравнение российской ситуации с миграционными процессами в других странах (Казахстане, Узбекистане, Киргизстане). Издание осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности России"
Первый том серии «Демография. Социология. Экономика” является результатом сотрудничества российских ученых из Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН (г. Москва, Российская Федерация) и турецких ученых из Центра миграционных исследований Университета Коч (г. Стамбул, Турецкая Республика). В ней представлены материалы исследований молодых российских и зарубежных ученых, принимавших участие в международной летней научно- практической школе “Международная миграция на постсоветском пространстве: вызовы, модели и последствия”, которая проводилась в Университете Коч в Стамбуле в июне-июле 2014 года. Книга отражает результаты теоретических и эмпирических исследований молодых ученых из восьми стран: России, Турции, Украины, Польши, Германии, Великобритании, Нидерландов и Бразилии. Книга рекомендована для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых и экспертов в сфере демографии и миграции.
Дефицит трудовых ресурсов, обусловленный сложной демографической ситуацией в России, делает трудовую миграцию важным фактором развития экономики. В статье рассматриваются основные характеристики трудовой миграции в Нижегородской области: этнический состав, квалификация, отрасли, в которых работают мигранты, вклад мигрантов в валовой региональный продукт и бюджет региона, исследуются потребности региона в привлечении труда мигрантов. Авторами статьи выявляются факторы, препятствующие полноценной социально-экономической интеграции трудовых мигрантов, прежде всего – отношение принимающей стороны к мигрантам. Представленные результаты исследования отношения нижегородской студенческой молодёжи к трудовым мигрантам, позволяют выявить определённые риски, способные оказать негативное влияние на будущее социально-экономическое развитие региона. В целях повышения эффективности интеграционных процессов предлагаются механизмы по адаптации трудовых мигрантов.