Глава
Анализ системы оказания помощи семьям и детям в социально опасном положении в РФ
В современной социальной политике и практике работы с семьей растет потребность в научно-методологическом сопровождении системы помощи семьям и детям, оказавшимся в социально опасном положении. Одна из актуальных задач экспертов состоит в определении понятия «социально опасное положение» и выработке подходов к оценке мер, направленных на профилактику, социальную поддержку и реабилитацию семей и детей. В этой главе на основе отчетов органов исполнительной власти, учреждений и организаций, работающих с семьями и детьми, благотворительных фондов и некоммерческих организаций описывается структура и содержание системы оказания помощи детям в социально опасном положении
В книге
Данная статья посвящена сравнительному анализу механизмов семейной политики в современной России и того запроса со стороны родителей, складывающегося из конкретных проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что существует значительное расхождение между политической повесткой дня государства в родителей и тех потребностей в разного рода поддержках, в которых они реально нуждаются. Родительство становится одной из точек формирования нового типа солидарности, который возникает на основе разделения идеологии ответственного родительства и позволяет сформироваться разного рода гражданским инициативам, объединяющих матерей и отцов для решения конкретных проблем. Сообщества родителей разные по своей тематической направленности и степени институционализации представляют собой площадки, где не только аккумулируется социальный капитал, но и циркулируют различного рода поддержки. Участие в таких сообществах помогает мужчинам и женщина снизить социально-экономические риски родительства и преодолеть «провалы» государственной политики в отношении семьи.
В главе представлен анализ современных тенденций рождаемости, планирования семьи и семейной политики в России.
Особое внимание уделено изменению возрастного профиля рождаемости, изменению структуры рождаемости по очередности рождения, текущей и прогнозной оценке показателей итоговой рождаемости для реальных поколений, этническому и региональному разнообразию уровня рождаемости и абортов, региональной специфике демографической и семейной политики.
Анализ проводился на основе детальной и, зачастую, неопубликованной статистической информации Росстата, Миздрава, Минтруда, Фонда социального страхования, а также выброчных исследований, репрезентативных для России.
В последние годы в России существенно улучшилась демографическая ситуация. По предварительным данным, число родившихся в России в 2013 г. впервые за последние 20 лет превысило число умерших и был достигнут естественный прирост населения. В значительной степени это произошло благодаря успешной реализации мер государственной политики по поддержке рождаемости, сокращению вредного потребления алкоголя и развитию системы медицинской помощи. В 2006–2012 годах в России был зафиксирован самый быстрый рост рождаемости в Европе и второй в мире. В абсолютных цифрах число новорожденных в России, появившихся в 2012 году, составило 1902 тыс., что больше статистического показателя 2006 года на 422 тыс. детей. Общий коэффициент рождаемости в РФ (из расчета на 1000 человек) за период с 2006 по 2012 год увеличился на 29% – с 10,3 до 13,3, а суммарный коэффициент рождаемости – с 1,31 до 1,69. То есть в значительно большей степени, чем в предыдущий период с 2000 по 2006 год, когда он повысился с 1,19 до 1,31 соответственно. Это говорит об эффективности мер демографической политики, принимаемых в России в последние годы. Однако, несмотря на положительную динамику рождаемости, кризис не миновал. Дело в том, что в ближайшие годы Россия столкнется с последствиями катастрофического спада рождаемости конца 1980-х – начала 1990-х годов (т. е. с последствиями так называемой «демографической ямы 90-х»). Уже через 10 лет численность женщин в активном репродуктивном возрасте (20–29 лет, на которые приходится почти 2/3 рождений) сократится почти вдвое, что неминуемо приведет к сокращению числа рождений. Несмотря на рост суммарного коэффициента рождаемости – до 1,7 ребенка на женщину, рождаемость остается ниже уровня воспроизводства. Учитывая предстоящее резкое снижение количества женщин детородного возраста в следующем поколении, необходим дальнейший значительный рост рождаемости для стабилизации численности населения России, особенно в связи с предстоящим ростом численности группы 60-летних и 70-летних, что будет способствовать росту смертности. Российский уровень смертности остается весьма высоким по мировым меркам. Несмотря на значительное снижение смертности в 2005–2013 годах, Россия занимает лишь 126-е место по уровню средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни для новорожденных (мужчины – 140-е место, женщины – 103-е место). Сохраняется огромный разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин – 11,3 года. Основной причиной подобного положения дел является высокая смертность мужчин трудоспособного возраста. Приблизительно каждая пятая смерть в России связана с алкоголем (порядка 400 тыс. смертей ежегодно), еще около 300 тыс. смертей ежегодно приходится на заболевания, связанные с курением табака, не менее 100 тыс. смертей – на последствия употребления наркотиков. Сохраняются недостатки системы оказания медицинской помощи, также вносящие негативный вклад в эту ситуацию. В 2013 году (по предварительным данным) в России впервые с 1991 года имел место естественный прирост населения, достигнутый благодаря заметному повышению рождаемости и снижению смертности в последние годы. Однако в будущем, в связи с неблагоприятными сдвигами в половозрастной структуре населения, смертность в нашей стране снова опередит рождаемость. Поэтому, с одной стороны, необходимо развивать и совершенствовать демографическую политику, ориентированную на дальнейшее снижение смертности и повышение рождаемости, а с другой – проводить политику, направленную на привлечение в Россию мигрантов.
Статья посвящена сравнительному анализу мер современной семейной политики и потребностей граждан с семейными обязанностями в помощи со стороны государства. На материалах количественного опроса жителей г. Санкт-Петербурга исследуется отношение родителей к мерам поддержки, предоставляемым государством. Делается вывод о том, что инструменты семейной политики, а также запрос со стороны различного типа семей совпадают по своей идеологической направленности. И та и другая сторона делают ставку на патерналисткие отношения между государством и семьей. Однако проводимая семейная политика является неэффективной, т.к. несмотря на вложенные материальные ресурсы, государство не достигает поставленных целей, поскольку родители увеличивают свои требования к объему и продолжительности получаемой ими монетарной помощи.
В настоящее время возрастает потребность в научно-методологическом сопровождении системы помощи семьям и детям, оказавшимся в социально опасном положении. Одна из актуальных задач состоит в определении понятия «социально опасное положение» и выработке подходов к оценке тех мер, которые направлены на профилактику, социальную поддержку и реабилитацию семей и детей.
Авторы этой книги на основе анализа научно-методической литературы, нормативно-правовой базы, данных федеральной и региональной статистики, отчетов органов исполнительной власти, учреждений и организаций, работающих с семьей и детьми, благотворительных фондов и некоммерческих организаций обосновали новое определение и разработали систему показателей оценки. Разработанная авторами исследования система показателей является моделью, которую можно развивать и использовать как в оценке и мониторинге, так и в качестве основы концепции подготовки кадров, задействованных в профилактике и работе с социально опасным положением семьи и ребенка.
Издание адресовано специалистам в сфере оценки социальной поддержки, системы защиты детства и работы с семьей, исследователям и экспертам в области социальной политики, студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям «Социология», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление».
Статья посвящена анализу потребностей семьей в поддержке со стороны государства и восприятия мер проводимой государством семейной политики. Семейная политика в современной России в первую очередь ориентирована на решение демографических проблем, с которыми столкнулось государство. Пронаталисткий вариант современной российской семейной политики ориентирован преимущественно на оказание материальной помощи семьям, в то время как другие виды помощи остаются на периферии внимания государства: инфраструктура заботы о детях, сочетание профессиональных и родительских обязанностей, создание рабочего места и городской среды «дружественной семье». Анализ официального дискурса семейной политики позволяет исследователям определять ее как некогерентную, состоящую из противоречащих друг другу тенденций. В связи с этим необходимо изучить запрос, сформулированный семьями, чтобы понять реальные потребности семей в поддержке со стороны государства.
В сборнике представлены статьи участников XIX Международного симпозиума "Пути России. Новые языки социального описания", проходившего 23-24 марта 2012 г. Авторы - историки, философы, социологи, политологи, экономисты, культурологи - пытаются релевантно описать новую социальную реальность, освобождаясь от традиционных понятий, сформированных еще эпохой Просвещения. В круг обсуждаемых проблем входят федерализм, регионалистика, гендерная политика, этнополитические процессы, идентичноссть, коммуникация и др.
В современной социальной политике и практике работы с семьей растет потребность в научно-методологическом сопровождении системы помощи семьям и детям, оказавшимся в социально опасном положении. Одна из актуальных задач экспертов состоит в определении понятия «социально опасное положение» и выработке подходов к оценке мер, направленных на профилактику, социальную поддержку и реабилитацию семей и детей. В этой книге на основе анализа научно-методической литературы, нормативно-правовой базы, данных федеральной и региональной статистики, отчетов органов исполнительной власти, учреждений и организаций, работающих с семьями и детьми, благотворительных фондов и некоммерческих организаций обосновывается новое определение данного понятия и предлагается система показателей оценки. Разработанная система показателей является концептуальной схемой, которую можно развивать и адаптировать для использования как в оценке и мониторинге, так и в программах подготовки кадров, задействованных в профилактике и работе в ситуациях социально опасного положения семьи и ребенка. Издание адресовано специалистам по оценке программ и проектов в сфере семьи и детства, исследователям и экспертам социальной политики, студентам и аспирантам, обучающимся по направлениям «Социология», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление.
Новый сборник АНО «Совет по вопросам управления и развития» включает два исследования, одно из которых посвящено развитию российского законодательства, направленного на соблюдение равных прав мужчин и женщин в трудовых отношениях, оценке эффективности современных механизмов защиты их от нарушения по признаку пола, обобщению накопленного опыта и судебной практики по этому вопросу и разработке предложений по преодолению существующих проблем. В другом представлен успешный опыт внедрения регионального конкурса «Лучшее предприятие для работающих мам» как политики практического содействия и обеспечения прав работников с семейными обязанностями на предприятиях города Москвы (2008–2015 гг.), а также в других регионах России.