Глава
Послевоенный андеграунд и его окружение в прозе Эдуарда Кочергина
В книге
Статья посвящена неофициальным практикам партийно-советской номенклатуры. Главной ее темой является такое порицаемое явление как «пьянки» или «групповые вечеринки» районного начальства, участие в которых являлось нарушением партийных норм. Приводится партийная классификация этого явления. Совместное употребление алкоголя рассмотрено как часть образа жизни партийных управленцев районного уровня. Основываясь на изучении архивных материалов 1920-х гг., автор выдвигает гипотезу об институциональном характере «вечеринок» ответственных работников. В статье описывается функциональная сторона этого явления. Главной задачей, которую должна была решать «пьянка», было создание и укрепление сети неформальных связей внутри руководящего слоя района (округа, хозяйственной структуры и т.п.). Важными функциями также были: укрепление власти руководителя, деление управленцев на своих и чужих, включение в неформальное сообщество ответработников новых членов, что делает «вечеринки» похожими на обряд инициации. По мнению автора статьи, анализ случаев коллективного употребления алкоголя позволяет выйти на такое малоизученное явление, как существование внутри советской и партийной региональной элиты неформальных сообществ – клик, в руках которых сосредотачивалась реальная власть. Пьянки, попавшие в поле зрения контролирующих партийных инстанций, могут дать представление об их составе и символических границах.
В статье анализируются особенности восприятия творчества Э. Ле Руа Ладюри в СССР и России. Каналами проникновения информации были научные рецензии медиевистов, обзоры профессиональных критиков буржуазной историографии, реферативные журналы и сборники. В годы перестройки популярность Ле Руа Ладюри значительно возросла, но знакомство с его творчеством ограничивалось методологическими декларациями, а не исследовательскими монографиями.
«Маргинал» в классической социологии – это тот, кто находится на границе группы, одновременно и принадлежа группе, и будучи способен освободиться от нее. Классическое определение маргинала восходит к понятию чужака, введенного в оборот социологической теории в начале 20-го века немецким социологом Георгом Зиммелем . В свою очередь, социологическое понятие чужака имеет в своем основании философскую категорию «инакости» и понятие «другого».
В статье анализируется теоретический потенциал представителей «третьей волны» в исторической социологии, которые фокусируют свои исследования не на типологиях и структурах, а на динамике, изменчивости, неустойчивости, мутациях. Задача статьи объяснить, почему, несмотря на то, что из эпистемического арсенала истории социологами были заимствованы ключевые понятия, аксиоматика и отчасти объяснительная модель, кроссциплинарное общение в предложенном теоретическом формате, в том числе и критическая рефлексия со стороны историков, пока не представляются возможными.
Ванька Каин — беглый дворовый, лихой вор, «московский сыщик», каторжник, фольклорный персонаж — стоит на первом месте в череде знаменитых отечественных уголовников. С кем вместе он совершал кражи и почему сдал властям бывших приятелей? Кого в XVIII веке называли вором и чем занимались в то время мошенники? Что отличает тогдашних преступников от их современных коллег? На эти вопросы отвечает книга кандидата исторических наук Евгения Акельева, написанная на основе архивных документов, запечатлевших результаты семилетней доносительской деятельности Каина. Ее страницы пропитаны атмосферой преступного мира Москвы середины XVIII века, когда на Красной площади бурлила торговля, воры чистили карманы зевак и сбывали добычу держателям краденого, нищие и арестанты громко требовали милостыню, конвоиры вели задержанных в располагавшийся прямо у кремлевской стены Сыскной приказ — предок современного МУРа, а в Зарядье усадьбы знатных господ, притягивавшие воров, соседствовали с притонами, где обитали беглые, карманники, разбойники, скупщики краденого.
В сборнике обсуждается широкий диапазон вопросов: проблемы мировоззрения, экономики, социальной истории.
Статья является рецензией на книгу Телицын В.Л. Возвращение домой. К истории русских военнопленных Первой мировой войны. М.: Б.и., 2011. 160 с.