Глава
Могут ли вирусы убить демократию?
Теория демократии и смена режимов по праву занимают одно из центральных мест в политической науке. Исследователи выдвинули немало предположений, объясняющих переход к демократии и устойчивость в обществе этой формы правления. Среди факторов, определяющих переход к демократии, наиболее популярны экономика, культура, историческое наследие, раскол элит. Все вышеперечисленное можно обозначить как социальные факторы. Мы в данной статье фокусируемся на гораздо менее популярных несоциальных, т.е. непроизведенных человеком, факторах: мы фокусируемся на роли массовых эпидемий и инфекций. Главный акцент в работе ставится на устойчивости демократии. Нас интересует, могут ли эпидемии вызвать кризис демократии. Используя базу данных из 23 голливудских фильмов, посвященных массовым эпидемиям, мы проверяем гипотезы о связи эпидемий и смены режима. Возможными каузальными механизмами являются приход к власти военных и резкая смена ценностей.
В статье рассматриваются идеологические основы российского политического режима, построенного в нулевые годы. Отмечается, что в отсутствие "официальной идеологии", российский политический режим имет определенную идеологическую легитимацию. Она может быть выражена формулой - "патриотический национал-либерализм".
В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции в которой приняли участие ученые и практикующие юристы из Санкт-Петербурга, Грозного, Москвы, Махачкалы, Костромы, Избербаша, Новгорода, Каспийска, Челябинска, Брянска, Кисловодска, Краснодара, Пятигорска, Дербента, Георгиевска, Армавира, Ессентуков, а также из Минска (Республика Белоруссия) и Киева (Республика Украина).
Основная цель исследования – сравнительный анализ влияния характеристик культуры на отношение российских и китайских студентов к инновациям.
Участники исследования: 293 респондента; них - 193 русских студента НИУ-ВШЭ (Москва, Россия), 100 китайских студентов Харбинского педагогического университета (Харбин, Китай).
В сборнике представлены материалы Международной научной конференции «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии», которые включают тексты докладов и сообщений молодых ученых и студентов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Китая, Колумбии, Монголии, Сирии, Украины, Швейцарии, Центральноафриканской Республики, Эквадора и разных регионов России, посвященных проблемам этнической, социальной и дифференциальной психологии: психологическим и кросс-культурным исследованиям личности, толерантности, межкультурной коммуникации и адаптации личности, а также специфике проявлений личности в языке и литературе. Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, интересующихся актуальными проблемами современных исследований личности в психологии, педагогике, социологии, филологии, лингвистике, журналистике.
В статье анализируется концепция «европейского интеллектуала» сформулированная И. Роднянской, и рассматривается положение о том, что интеллектуала отличает перенятое из христианского двоемирия отношение к миропорядку не как к нерушимой данности, а как к проблеме, открытой для поисков альтернативы.
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи ценностей-оппозиций Ш.Шварца, креативного поведения и отношения к инновациям. На выбоке из Москвы и Московской области, с использованием опросника ценностей PVQ-R и методики для измерения уровня креативности в повседневной деятельности CBI, были выявлены значимые взаимосвязи показателей.
В сентябре 2009 года Дмитрий Медведев представил термин, который должен был стать определяющим для целей его президентства: «модернизации». После того, как он оставил должность весной 2012 года, стало ясно, что никаких серьезных изменений такого рода не произошло, а общественное напряжение только возросло. Почему это так? И почему в посткоммунистической России сопротивление реформам было настолько серьёзным, причём не только в этом, но и в других случаях? Различные авторы этой книги, российские интеллектуалы, которые формируют подобные дискуссии в самой России, а также ведущие ученые из других стран, сосредоточили свое внимание на спорном характере концепции модернизации и препятствиях, которые возникли при попытке претворить ее в жизнь – препятствиях, которые в ближайшие годы обусловят сложную повестку дня для нового президента России.
В статье рассматривается проблема реализации права ребенка на выражение мнения и его взаимосвязь с демократией в России. В первую очередь автор рассматривает соотношение понятий «право на выражение мнения» и «право на участие». Автор рассуждает о том, что может быть сделано для предотвращения дальнейшей «инфантилизации» граждан России. В этой связи рассматриваются культурное восприятие детей, правовое регулирование и практика применения законодательства об участии детей в России.
В статье дается характеристика гражданским войнам в Африке в период Холодной войны и после ее завершения.