• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Соединяя «благосостояние с общею пользою»: классы подготовки домашних наставниц для дворянских детей в Московском воспитательном доме в 1810-е – начале 1820-х годов

С. 320-347.

Настоящая статья представляет собой реконструкцию когорты выпускниц класса домашних наставниц Московского воспитательного дома (1818–1822). Источник – документы Московского опекунского совета. Подготовка наставниц для провинциального дворянства находилась под контролем императрицы Марии Федоровны и была частью программы национально-консервативной оппозиции, активизировавшейся после Наполеоновских войн 1806–1807 гг. В этот период круг идейно близких Шишкову государственных деятелей и публицистов постепенно насаждал идею о вреде домашнего образования, содержание которого неподконтрольно государству, однако государство не обладало необходимыми ресурсами, чтобы институционализировать дворянское образование. Поэтому наставницы, воспитанные под наблюдением императрицы, должны были донести до провинции идеальную модель подготовки как девочек, так и мальчиков, как она представлялась консервативным идеологам. В статье эта модель соотносится с образовательными запросами провинциального дворянства. Оно и сформировало особую социальную нишу для выпускниц Московского Воспитательного дома, усвоивших стандарты знаний и поведения, которых требовал статус дворянина, и тем самым обретших свой путь в жизни.

В книге

Соединяя «благосостояние с общею пользою»: классы подготовки домашних наставниц для дворянских детей в Московском воспитательном доме в 1810-е – начале 1820-х годов
М.: Новое литературное обозрение, 2018.