Глава
Из истории российско-советской бюрократии: упущенные возможности, невыученные уроки
Статья опубликована в одном из ведущих академических отечественных изданий по Россиеведению и посвящена историческому анализу российской бюрократии. Период рассмотрения - от начала XIX в. до современности. В досоветском периоде акцент сделан на попытки модернизации бюрократии на протяжении XIX в., в частности на периодические безуспешные усилия верховной власти отменить или ограничить значение шкалы рангов и выслуги, заменив их критерием образования. В советском периоде подробно рассматриваются механизмы и кадровые источники формирования номенклатуры, ее эволюция в различные периоды и негативные последствия данной системы. В частности, указана зловещая роль Сталина как ее создателя и манипулятора ею в личных преступных целях. Даны типология и мотивы поведения разных поколений номенклатурных бюрократов, социально-психологический портрет бюрократической «элиты». Описаны антиноменклатурные репрессии 1930-х гг., привилегии советской номенклатуры, ее «золотой век» в брежневские времена. Автор дистанцируется от однозначных оценок российского и советского чиновничества – как негативных, так и идеализаторских, – предлагая сбалансированный взгляд. Главный порок заключен в самой системе номенклатуры, ставшей одной из значимых причин банкротства советского режима. Применительно же к условиям современного динамичного мира номенклатура тем более контрпродуктивна. Поэтому наблюдаемые тенденции «регенерации» номенклатурных принципов формирования управленческих кадров представляются в корне не отвечающими объективным общественным потребностям и опасными для перспектив развития страны.
В книге
Проблематика государственной службы рассматривается в политологическом, правовом, финансовом, этическом историко-культурном и других аспектах. Особое внимание уделено сравнительному страноведению – подробному описанию госслужбы девяти зарубежных стран. Стержень курса – проблемы реформирования госслужбы. Книга служит базовым учебником по нескольким дисциплинам и курсам
Монография посвящена исследованию институтов и механизмов правовой системы Российской Федерации, направленных на предупреждение и борьбу с коррупцией. Раскрываются сущность и фундаментальные демократические принципы антикоррупционной политики в России, формы проявления коррупции в различных сферах жизни общества и государства. Впервые проведен комплексный анализ правовых основ противодействия коррупции в России и зарубежных странах через призму международно-правовых обязательств и стандартов. С новаторских позиций рассмотрены возможности современных юридических технологий в противодействии коррупционным практикам.
Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентская программа или Программа) реализуется в Российской Федерации с 1998 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08–2014/15 учебных годах». Обучение специалистов в рамках Президентской программы осуществляется по трем уровням: проектно-ориентированные программы профессиональной переподготовки типа «А»; образовательные программы профессиональной переподготовки типа «В» (550 учебных часов) и с 2010 года - программы повышения квалификации (120 учебных часов) «Развитие предпринимательства» и «Менеджмент в сфере инноваций» типа Q. Каждый тип программы предполагает обеспечение определенного уровня подготовки менеджеров на основе утвержденного учебного плана, позволяющего сформировать у слушателей необходимые компетенции. Автор резюмирует, что за пять лет реализации в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Президентская программа зарекомендовала себя как конкурентоспособный и значимый инструмент подготовки управленческих кадров в современных условиях. В участии в ней заинтересованы как работодатели, так и слушатели, что позволяет им быть в центре общемировой тенденции непрерывного обучения, лучше понимать экономические взаимосвязи и ориентироваться в постоянно изменяющемся экономическом пространстве.
Статья посвящена неофициальным практикам партийно-советской номенклатуры. Главной ее темой является такое порицаемое явление как «пьянки» или «групповые вечеринки» районного начальства, участие в которых являлось нарушением партийных норм. Приводится партийная классификация этого явления. Совместное употребление алкоголя рассмотрено как часть образа жизни партийных управленцев районного уровня. Основываясь на изучении архивных материалов 1920-х гг., автор выдвигает гипотезу об институциональном характере «вечеринок» ответственных работников. В статье описывается функциональная сторона этого явления. Главной задачей, которую должна была решать «пьянка», было создание и укрепление сети неформальных связей внутри руководящего слоя района (округа, хозяйственной структуры и т.п.). Важными функциями также были: укрепление власти руководителя, деление управленцев на своих и чужих, включение в неформальное сообщество ответработников новых членов, что делает «вечеринки» похожими на обряд инициации. По мнению автора статьи, анализ случаев коллективного употребления алкоголя позволяет выйти на такое малоизученное явление, как существование внутри советской и партийной региональной элиты неформальных сообществ – клик, в руках которых сосредотачивалась реальная власть. Пьянки, попавшие в поле зрения контролирующих партийных инстанций, могут дать представление об их составе и символических границах.
Для поддержания номенклатурной системы — в отличие от элиты — требуются внешние усилия. Без них номенклатура выходит из-под контроля и перерождается в элиту. «Новая власть», как «новые деньги», не дает автоматически обладателям чувства ответственности. Для них характерна психология временщиков: отсутствие интереса к воспроизводству системы, к игре вдлинную. Социальная ткань такой элиты свежа и неглубока, в ней мало устойчивых межпоколенческих связей, включая передачу от старших поколений младшим норм служения государству и обществу. Если для элиты внутренние нормы жестче и уже внешних, то для номенклатуры — наоборот. Ее собственные, корпоративные правила (понятия) могут включать и нарушения общего закона. Принадлежность к номенклатуре дает иммунитет от наказания за нарушение внешних норм и правил, если нарушения не затрагивают более высокопоставленных ее представителей. Лишь изгнанные за нарушение корпоративных правил подпадают под общий закон.
В статье рассмотрены развитие компетентностной и знаниевой парадигм образования, этапы и результаты становления компетентностной парадигмы образования в области публичного управления в зарубежных странах и в России. Анализируются процессы разработки и условия формирования профессиональных компетенций в области публичного управления в образовательных программах.
One of the measures implemented as a part of administrative reform in Russia was the introduction of administrative procedures — special rules for providing government services that specify the process, the timing, the sanctions, etc, which can be used by bureaucrats for coordinating their activities, and by their principals (higher ranking bureaucrats and citizens) to control their agents. The main idea behind the administrative procedures was to increase the transparency of bureaucracies that provide government services, to simplify the control over bureaucrats, to prevent corruption, and, consequently, to increase the quality of government services. But after a few years since the introduction of administrative procedures we still face the problem of low accountability of bureaucrats. Thus, the main goal of the paper is to show whether administrative procedures can solve the problem of bureaucrats’ opportunism, and if they can, what are the key determinants of their effectiveness. To answer the question we provide two simple models of interaction between bureaucrats and citizens, and bureaucrats of different ranks, and describe the links between the models, to show how the introduction of administrative procedures influences the outcome of the interaction between the agents. We also define the set of parameters that can make administrative procedures a real means of control over bureaucrats and thus lead to better quality of government services.