Глава
Роль государства в пространстве свободного рынка и гражданского общества: опыт Армении и России
Стабильное развитие любой страны во многом зависит от того, какую роль занимает государство во взаимодействие с бизнесом и гражданским обществом. Лишь правильное конструирование механизма данного взаимодействия, избегая эгоистических интересов каждой из сторон, делает возможным достижение социального равновесия, обеспечивает эффективность и справедливость во всех сферах общественной жизни.
В книге
В настоящем издании представлены результаты социологических исследований по вопросам вовлеченности россиян в благотворительную деятельность, включая добровольческий труд и денежные пожертвования, а также по вопросам взаимоотношений государства и благотворителей в восприятии населения. Исследования проведены Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики в рамках мониторинга состояния гражданского общества в России.
Приведенные данные характеризуют условия развития благотворительной деятельности в России, уровень участия россиян в добровольчестве и денежных пожертвованиях, оценки россиян относительно взаимоотношений государства и жертвователей, российских и иностранных благотворительных организаций.
Книга адресована социологам, политологам, экономистам, преподавателям и студентам обществоведческих специальностей, экспертам и всем интересующимся состоянием благотворительности и развитием гражданского общества в Российской Федерации.
Настоящее издание посвящено вопросам функционирования фондов местных сообществ в России. Эмпирическую основу данной публикации составляют результаты исследования, проведенного Центромисследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики с целью изучения развития и функционирования ФМС в кризисных условиях. В нем раскрываются особенности фондов местных сообществ как особого типа негосударственных некоммерческих организаций, характеризуются их сотрудники и добровольные помощники (волонтеры), раскрываются проблемы стратегического планирования в ФМС, описывается коммуникативное пространство ФМС. Всесторонне анализируются вопросы взаимодействия ФМС с органами власти.
Приведенные данные позволяют оценить обеспеченность ФМС финансовыми ресурсами. В книге характеризуется влияние экономического кризиса 2008–2009 гг. на деятельность ФМС, в том числе на трансформацию их взаимоотношений с коммерческими структурами, иностранными донорами, изменение роли частных пожертвований в обеспечении финансовой устойчивости ФМС.
Книга адресована социологам,политологам, экономистам,преподавателямистудентамобществоведческих специальностей, экспертами всеминтересующимся состояниемблаготворительности и развитиемгражданского общества вРоссийской Федерации.
Данное исследование посвящено избранию предпринимателей в состав законодательных собраний регионов. Переход из бизнеса в политику без отказа от ведения предпринимательской деятельности рассматривается как рационально обусловленная стратегия поведения экономического агента. Автор исходит из положения о том, что для предпринимателя депутатский мандат — это эффективный инструмент реализации экономических интересов. На примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга изучены возможности и ресурсы, которые доступны собственникам с депутатским мандатом. Также показаны ограничения, с которыми предприниматели сталкиваются в ходе реализации экономических интересов посредством использования политического, административного и иных ресурсов. В работе уделено внимание и масштабам прихода представителей бизнеса в законодательные собрания регионов Северо-Западного федерального округа. В ходе исследования был сделан вывод о том, что депутатский мандат следует рассматривать как «окно возможностей», позволяющих предпринимателю оптимизировать положение на рынке. В то же время такие возможности не являются безграничными, а отношения бизнеса и власти имеют форму обмена.
Общераспространенные дефиниции государства предписывают рассматривать его как институт политический и даже политический по преимуществу («государство — это политическая организация общества»). Такое понимание государства, однако, резко контрастирует с теми процессами, которые мы наблюдаем в современной России. Усиление государства на деле оборачивается тенденцией, которую можно обозначить все более популярным понятием «деполитизация». Последние годы мы наблюдали стремительный процесс деполитизации, который развернулся в культуре, b, обществе, захватив, наконец, саму партийную систему и ритуал выборов. Политическое стремительно маргинализуется, уходя на периферию и освобождая место какому-то иному феномену, в отношении которого распространенные политологические категории представляются не вполне нерелевантными.
В докладе делается попытка прикладного институционального анализа банковского сектора России. Автор сопоставляет разгосударствление банков в России, странах Центральной и Восточной Европы и Китае, а также изучает связь между долей частной собственности в банковском секторе и становлением рыночных финансовых институтов. Анализируется институциональный тупик смешанной экономики и различные направления выхода из него.
Сборник составлен по итогам VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», организованной Государственным университетом – Высшей школой экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда и проходившей 4-6 апреля 2006 г. в Москве. Рассматриваются роль государства в модернизации экономики и макроэкономическая политика модернизации российской экономики. Для экономистов, социологов, юристов, политиков, а также студентов, аспирантов и преподавателей вузов. Книга может быть полезна всем, кто интересуется проблемами и перспективами реформирования российской экономики.
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. Ученые рассуждают о настоящем, прошлом и будущем гражданского общества в России, дают первые оценки возросшей гражданской активности в стране.
В работе рассмотрены особенности российской модели корпоративного управления (corporate governance) и контроля в банковском секторе. Используется парадигма неоинституциональной экономической теории. Исследование опирается на обзор теоретических работ и на прикладной анализ состояния corporate governance в российских коммерческих банках, представляющих различные формы собственности. Особое внимание уделено анализу реальных интересов всех участников corporate governance – банковских и фондовых регуляторов, собственников банков, инвесторов, высших менеджеров и иных инсайдеров. Делается вывод о невысокой релевантности англо-американской концепции corporate governance, основанной на теории агентских издержек и предполагающей контроль внешних акционеров над банками через механизм фондового рынка. Предлагаются способы преодоления разрыва между формальными институтами и реальной жизнью.
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. В дискуссии приняли участие известные политологи, социологи, историки и философы.
Общественный контроль в качестве одного из направлений жизнедеятельности гражданского общества является важнейшей компонентой системы сдержек и противовесов, обеспечивающих стабильность работы государственной машины, создающих иммунитет от коррупции и иных злоупотреблений. Общественный контроль — не самоцель, он обязательно должен включать те или иные «инструменты влияния», способствующие принятию властных решений по исправлению выявленных недостатков. Принятие Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»стало результатом поддержки на высшем политическом уровне страны. Но принятие указанного Федерального закона — это лишь зримый шаг в многоплановом процессе внедрения общественного контроля в России. Автор считает, чрезвычайно остро стоит задача повсеместного создания системы общественного контроля на уровне местной власти, а также общественного контроля в социальной сфере, включая в первую очередь контроль учреждений социальной сферы.
На примере банковского сектора в препринте показано, что в России границы государственной собственности являются размытыми. Хаотичный уход государства из экономики оставил большое число активов, создававшихся на общественные средства, формально вне рамок государственного сектора. Из более чем 50 банков, контролируемых государственным капиталом в широком смысле слова, федеральные органы исполнительной власти официально контролируют только 4 учреждения, региональные - ещё 12 учреждений.