?
От междисциплинарности к трансдисциплинарности: мосты между философией науки и философией культуры
С. 416-432.
В главе устанавливается связь между ключевыми понятиями современного науковедения и философии науки — "междисциплинарность" и "трансдисциплинарность". Показано, что второе понятие генетически восходит к первому, обозначая важные изменения, которые происходят в отношениях между наукой и культурой.
"Междисциплинарность" — важнейшая характеристика науки на переходе
от "классического" к "неклассическому" статусу. "Трансдисциплинарность" характеризует науку на "постнеклассической" стадии ее развития. Оба понятия связывают философию науки с философией культуры.
В книге
М. : Издательский дом "Навигатор", 2015
Порус В. Н., М. : Канон+, 2012
В новой книге проф. В. Н. Поруса философия культуры рассматривается как концептуальная канва междисциплинарных исследований по проблемам социальной эпистемологии, человеческой личности, духовности, рациональной коммуникации, философии науки. Тем самым открывается путь к синтезу различных философских дисциплин, к построению общей теории междисциплинарного исследования. Книга адресована не только специалистам, но и всем тем, кто любит философию и рад ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
Порус В. Н., В кн. : Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: сборник научных статей. : Н. Новгород : Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 6-9.
Контекстуализм в современной «неклассической» эпистемологии рассматривается как «междисциплинарная методологическая программа». Она служит решению проблемы обоснования знания, игнорируя требования фундаментализма. Обращение к контексту как к тому, что необходимо следует учитывать при решении вопросов о генезисе, развитии, функционировании знания, заимствовано философами из специальных наук гуманитарного и социального профиля. В докладе предлагается выяснить перспективы распространения принципов контекстуализма на ...
Добавлено: 12 декабря 2017 г.
Семенов И. Н., В кн. : Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Выпуск 7. Ч.2. Ч. 2. Вып. 7.: М. : ИНИОН РАН, 2012. С. 633-638.
В статье проведена рефлексия социокультурного контекста и психолого-педагогических проблем развития российской молодежи в социоэкономических условиях современного общества. Характеризуются рефлексивно-психологические особенности целеполагания молодежи на этапе межпоколенческого перехода от школы к вузу и от вузв к трудовой деятельности. Предлагаются рефлетехнологии активизации формирования профессионального менталитета средствами рефледиалога и рефлетренинга.
(По гранту НИУ ВШЭ «Учитель-ученики» N 11-04-0051) ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Ажимов Ф. Е., Вопросы философии 2016 № 11 С. 70-77
В аналитическом обзоре представлены попытки рефлексивного осмысления феномена междисциплинарности в зарубежной философско-методологической литературе. Автор, с одной стороны, рассматривает данную проблему сквозь призму культурно-исторического сознания в его эпистемологическом, социальном и практическом измерении, а с другой, обращает внимание на обусловленность междисциплинарных исследований институциональной структурой академического учреждения. Отдельно автор фокусируется на различии между практикой междисциплинарности в естественных и ...
Добавлено: 26 июня 2022 г.
Порус В. Н., Эпистемология и философия науки 2013 Т. XXXVIII № 4 С. 5-13
В статье рассматривается методологическая значимость междисциплинарности в современной науке и в современной философии науки. ...
Добавлено: 16 марта 2015 г.
Порус В. Н., Эпистемология и философия науки 2012 Т. 31 № 1 С. 18-35
Социальная эпистемология - свод попыток придать философский смысл социологическим исследованиям познавательных процессов в их социальном контексте. Эти попытки осуществляются через конкуренцию философских интерпретаций. Выбор интерпретации диктуется стремлением привести ценностные ориентации науки в соответствие тем запросам, которые ей предъявляет изменчивая культурно-историческая среда. Концепция "нормального этоса науки" Р. Мертона рассматривается как иллюстрация этого тезиса. ...
Добавлено: 3 декабря 2012 г.
М. : Пашков дом, 2014
В сборнике представлены тексты докладов международной научной веб-конференции "Базовые идеи ЮНЕСКО в современном образовании, культуре и науке" (Москва, март 2013). ...
Добавлено: 20 февраля 2015 г.
Доброхотов А. Л., Философия и культура 2012 № 8 С. 62-68
В статье анализируется ряд работ С.С. Аверинцева, рассматривающих проблему культурной эволюции представлений об авторстве в литературе и авторе как субъекте культуры. Особое внимание обращается на междисциплинарный характер герменевтической методики Аверинцева, опирающейся на методологические ресурсы филологии, философии и культурологии. Утверждается, что формирование концепта «автор» стало одним из важнейших моментов становления новоевропейских идеалов творчества, личности и разума. ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
Матвейчев О. А., Философия и культура 2018 № 10 С. 73-85
Данная статья представляет собой историографический и теоретический обзор взглядов греческих мыслителей от Пифагора до представителей греческой патристики на вопрос о происхождении философии.
Автор констатирует преобладание среди греческих мыслителей приверженцев так называемой адоптивной гипотезы, согласно которой философия была заимствована у других народов. По убеждениям многих античных авторов, восточная мудрость была воспринята ранними греческими философами во время их ...
Добавлено: 29 января 2019 г.
Савельева И. М., Исторический журнал: научные исследования 2012 № 5 С. 7-13
В статье анализируются объекты, концепции и методы культурной истории, со-временной исторической субдисциплины, представленной в разных национальных историографических традициях.
В связи с пограничным характером объекта — социальные институты, социальные сети, повседневное взаимодействие, детство, культурная память, телесность и т.д. — проблематизируется феномен междисциплинарного взаимодействия применительно к исторической науке, ставится вопрос об институциональных границах дисциплин. ...
Добавлено: 24 декабря 2012 г.
Порус В. Н., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 19/HUM/2013.
Социальная эпистемология - свод попыток придать философский смысл социологическим исследованиям познавательных процессов в их социальном контексте. Эти попытки осуществляются через конкуренцию философских интерпретаций. Выбор интерпретации диктуется стремлением привести ценностные ориентации науки в соответствие тем запросам, которые ей предъявляет изменчивая культурно-историческая среда. Концепция «нормативного этоса науки» Р. Мертона рассматривается как иллюстрация этого тезиса. ...
Добавлено: 27 апреля 2013 г.
Издание содержит результаты мониторинга процессов формирования перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ.
Мониторинг формирования перечней был проведен Институтом управления государственными ресурсами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в апреле-июне 2012 года по всем регионам России в разрезе важнейших отраслей социально-культурной сферы - образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.
Тульчинский Г. Л., В кн. : Социальная семиотика: точки роста. : Скифия-принт, 2020. С. 12-18.
Автор статьи обращает внимание на сохраняющееся до сих пор ограниченное понимание социальной
семиотики как теории модальностей использования языка Наряду с тем, что все более явно складывается понимание семиотики как платформы междисциплинарных исследований. В этом случает социальная семиотика предстает концепцией рассмотрения социальных систем, институтов, процессов как знаковых систем и динамики их развития. Важность такого подхода раскрывается в рассмотрении ...
Добавлено: 3 сентября 2020 г.
НИУ ИТМО, 2015
Материалы конференции ...
Добавлено: 26 июня 2015 г.
Князева Е. Н., Вестник Томского государственного педагогического университета 2011 № 10 С. 191-199
Наука сегодня развивается, порождая все более сложные трансдисциплинарные комплексы знаний. Часто именно на трансдисциплинарных полях исследований осуществляется конструктивный диалог между специалистами разных дисциплин, рождается новое знание, происходят прорывы в понимании мира. В статье рассматриваются особенности трансдисциплинарности, ее отличие от междисциплинарности и полидисциплинарности. В качестве бурно развивающихся областей современных трансдисциплинарных исследований рассматриваются теория сложности (синергетика), исследования ...
Добавлено: 11 ноября 2013 г.
Порус В. Н., В кн. : История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. : М. : Проспект, 2018. С. 26-46.
Глава «Наука как социальный институт» (тема 2) раскрывает понятие социального института и его применимость к развитию науки. Дан очерк истории становления науки как социального института и раскрыты основные характеристики института науки в современном мире, а также его взаимосвязь с другими социальными институтами. ...
Добавлено: 22 января 2018 г.
Семенов И. Н., Культурно-историческая психология 2014 Т. 10 № 2 С. 27-39
Цель исследования – теоретический анализ многогранной научно-педагогической деятельности одного из крупнейших российских психологов академика РАО В.П.Зинченко. Методология исследования определяется взаимодействием таких применяемых в современном науковедении видов системного анализа научной деятельности, как: социокультурный, биографический, историографический, предметно-тематический, концептуально-метеодологический. В результате на фоне науковедческого анализа истории отечественной психологии характеризуется научно-исследовательская, научно-организационная и научно-преподавательская деятельность В.П.Зинченко на основных этапах ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Порус В. Н., Russian Studies in Philosophy 2017 Vol. 55 No. 5 P. 320-335
«Морализм» Льва Толстого – призыв к очищению нравственных универсалий как оснований культуры, в которой нет противоречия между ценностями индивидуальной жизни и ценностями социального «мира». Быть нравственным значит: либо следовать абсолютным моральным требованиям, совершая те или иные поступки, либо ориентироваться на конечные идеальные цели движения, принимая ответственность за отклонения от них и исправляя ошибки. В обоих ...
Добавлено: 10 ноября 2017 г.
Тульчинский Г. Л., Эпистемология и философия науки 2015 Т. XLIII № 1 С. 187-198
Обычно вклад науки в развитие цивилизации связывается с научно-техническим развитием. Менее очевиден, но не менее важен вклад науки в нравственную и даже политическую культуру толерантности. Эта роль обусловлена рядом особенностей научной деятельности: культурой научной аргументации, вынуждающей оппонентов принимать некие общие принципы и критерии; признанием верховенства неких общих оснований (законов); практикой экспериментирования, демонстрирующей возможные следствия и, ...
Добавлено: 17 января 2016 г.
Порус В. Н., Эпистемология и философия науки 2023 Т. 60 № 2 С. 58-64
В полемике со статьей Т.Д. Соколовой обсуждается вопрос: что
нового дает методология междисциплинарности и трансдисциплинарности для определения научной рациональности и научного прогресса. Решение вопроса связано с интенциями исторической и социально-культурной эпистемологии. Они состоят
в комплексном или «многомерном» подходе к построению «объемных» понятийных конструкций, определяющих применение
этих понятий. Ни одно из «измерений» (методологическое, психологическое, социальное и др.) не дает ...
Добавлено: 11 марта 2024 г.
Куликов А. К., Метаморфозис 2018 Т. 2 № 2
Страшное напряжение философии трагедии Шестова более чем сохранилось в наши дни: решиться на бунт нельзя, отказаться от бунта может быть невыносимо. Да, бунт ведет к тому, что человек теряет все и, прежде всего, себя самого, но что если нет сил терпеть и мириться? Да, бунт Шестова и бунт Пугачева – вещи, в конечном счете, одного ...
Добавлено: 31 октября 2018 г.
СПб. : Алетейя, 2023
Монография продолжает серию изданий Института экономики РАН, посвященных экономической теории государства: «Предпосылки экономической теории: критический анализ» (2017); «Экономическая теория государства: новая парадигма патернализма» (2020). В первой части представлена специальная теория гуманитарного сектора экономики, в основе которой лежит концепция экономики знаний и обоснование ее применения к научной, образовательной, культурной и медицинской деятельности. Показано, что их объединяющей ...
Добавлено: 27 сентября 2023 г.
М. : Издательский дом «Форум», 2015
В работе освещены основные аспекты истории, политики, экономики, социального развития, науки и культуры, внешних связей Социалистической Республики Вьетнам с акцентом на период начала XXI века. В приложении приведены подробная библиография работ и источников, использованных при подготовке справочника, а также разнообразные дополнительные сведения (хронология, государственные праздники, вьетнамский лунно-солнечный календарь).
Издание ориентировано на широкий круг читателей, интересующихся современным ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.