?
Do inner dialogues follow the reflexiveness and intrinsic motivation?
P. 290-291.
Измагурова В. Л., Коммуникология 2015 Т. 3 № 4 С. 31-44
Проблема развития сознания актуальна на протяжении всей истории человечества, в силу ее активного влияния на уровень и качество жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Социальное взаимодействие, в психологическом контексте, основано на сходной или различной картине мира взаимодействующих субъектов. Различие картины мира может выступать источником конструктивного или деструктивного взаимодействия. Социальное взаимодействие предполагает ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Измагурова В. Л., М. : Русайнс, 2017
Внутренний диалог как феномен самонаблюдения – это наши мысли, ход которых мы можем наблюдать. Внутренний диалог как внутрипсихологический феномен – это способ функционирования сознания, отражения и преломления в нем событий и явлений внешней реальности. В данном исследовании внутренний диалог определяется как механизм взаимодействия смысловых позиций сознания. Смысловые позиции – зафиксированное в форме относительно устойчивых смысловых ...
Добавлено: 27 сентября 2018 г.
Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 4 С. 110-135
Статья посвящена анализу проблемы роли рефлексивных процессов в саморегуляции. Разброс мнений по поводу их роли получает объяснение в дифференциальной модели рефлексивности, в которой различаются позитивные (системная рефлексия) и негативные (квазирефлексия, интроспекция) разновидности рефлексивных процессов. Операционализацией модели выступила оригинальная методика – Дифференциальный тест рефлексивности (ДТР), включающая 30 утверждений, сгруппированных в 3 шкалы: Системная рефлексия, Интроспекция, Квазирефлексия. ...
Добавлено: 24 декабря 2014 г.
Костенко В. Ю., В кн. : V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов. : М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. С. 520-522.
Изучается роль рефлексивных процессов на разных этапах развития личности. В исследовании с участием 259 человек в возрасте от 14 до 25 лет измерялись уровень развития эго по проективной методике НПВУ, параметры рефлексии, а также переменные «Большой пятерки». Данные демонстрируют различные значимые линейные зависимости между формами рефлексии и уровнем развития личности. ...
Добавлено: 7 ноября 2016 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2019 Т. 16 № 3 С. 434-456
Исследование, представленное в данной статье, основывается на определении науки в качестве области культуры, предложенном Т. Куном. С этих позиций психология личности, общая персонология выступают открытым миром культурных феноменов, представляющих собой хорошо работающие идеи и теории, модели и научные факты, методы и практики, интерпретации и коммуникации. Потенциал и генез данных феноменов может раскрываться «культурной феноменологией личности». ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
Проблематика образовательной среды впервые комплексно анализируется с междисциплинарных позиций взаимодействия рефлексивной психологии, рефлексивной педагогики, рефлеакмеологии в методологическом, историко научном, теоретическом, методическом, организационном и практическом аспектах. Методологически вводится понятие «рефлексивно-развивающая образовательная среда», которое составляет - с системой других рефлексивно научных понятий - теоретическую основу разработки рефлетехнологий изучения и активизации интеллектуально-творческого и личностно-профессионального развития учащихся и педагогов ...
Добавлено: 19 марта 2014 г.
Молчанова О. Н., Василевская Е. Ю., Культурно-историческая психология 2013 № 1 С. 52-60
Статья посвящена психологическим особенностям проживания периода юности в разных социально-исторических контекстах. Проводится сравнительный анализ переживаний личности на этапе юности в двух выборках – 1925-1927 гг. и 2011-2012 гг. В исследовании был использован метод «автобиографических записей», представляющий собой открытую анкету для определения ретроспективных переживаний юности, который применял М.М. Рубинштейн для своей выборки 1925-1927 годов. Участниками исследования ...
Добавлено: 31 октября 2013 г.
Семенов И. Н., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Добавлено: 20 декабря 2014 г.
Семенов И. Н., Практична психологiя та соцiальна робота 2012 № 1 С. 53-58
В статье анализируется развитие профессиональной деятельности российско-украинского ученого В.П.Зинченко в области философии, психологии, педагогики. Дифференцируются и квалифицируются этапы развития его жизнедеятельности, а также характеризуется инновационный вклад в современную психологию сознания, рефлексии и творчества ...
Добавлено: 28 ноября 2012 г.
Обухов А. С., В кн. : Топос. Типовая модель создания новых мест для детского дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. : М. : ФГБОУ ДО ФЦДЮКиТ, 2020. С. 52-62.
«Точка варения» − центр дополнительного образо- вания, расположенный на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Москва фактически стала экспериментальной площадкой и воплощением наших задумок по реализации модели «Топос», концепции открытого образовательного развивающего пространства как места рождения замыслов, проектов, исследований, места, где можно найти единомышленников, собрать команду исследователей, найти наставника, научного руководителя, обсудить текущие задачи, проблемы, ...
Добавлено: 30 ноября 2020 г.
Семенов И. Н., В кн. : Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция: Сборник материалов. : Дубна : Международный институт природы, общества и человека "Дубна", 2015. С. 361-364.
В статье с позиций системного и рефлексивного подхода обсуждаются философско-культурологические и психолого-педагогические проблемы изучения сознания и рефлексии, поведения и деятельности как способов самоопределения и саморализации субъектов социальных взаимодействий и непрерывного образования в современном социуме. Характеризуются пути активизации средствами рефлетехнологий мышления и самосознания личности субъектов инновационного образования. ...
Добавлено: 2 июня 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Дербенева А. А., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 69/PSY/2016.
В статье развивается новый подход к исследованию отношений личности к другим в аспекте обнаружения условий и эффектов их диалогичности. Применяются методы теоретического моделирования, герменевтического анализа, а также качественные и количественные методики эмпирического исследования. Предлагается вариант решения актуальной задачи определения предпосылок саморазвития и социального позиционирования личности, формирующихся в диалогичном отношении Я – Другой. Новизна авторского подхода ...
Добавлено: 24 декабря 2016 г.
Карнозова Л. М., В кн. : Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей участников международной научно-практической конференции, 9–11 июля 2015 г. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 250-258.
В статье рассматривается проблема «власти экспертов» в современном обществе. Противопоставляются два подхода в практиках работы с человеком: доминирующий экспертно-диагностический и подход, условно названный понимающим и ориентированный на культивирование «авторской позиции» клиента при решении его жизненных проблем. Ярким примером практики второго типа является медиация. Различия подходов, лежащих в основании деятельности, определяют специфику соответствующих коммуникативных позиций специалистов. ...
Добавлено: 11 февраля 2019 г.
Запекина В. В., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 3
В статье представлены теоретическая модель, авторская исследовательская методика и результаты психологического исследования отношения личности к близкому Другому. Предлагается новый подход к решению проблемы развития данного отношения в направлении его рефлексии и диалогичности. Строится модель генеза диалогичности отношения Я – близкий Другой, определяемого свойствами Я: рефлексивностью, диалогичностью, необходимостью Другого (стремлением к людям, доброжелательностью), самодетерминацией, самоактуализацией; реализацией ...
Добавлено: 6 сентября 2018 г.
Леонтьев Д. А., Аверина А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2011 № 2(16)
Рассматривается феномен рефлексии как философская проблема, как предмет научно-психологического изучения и как характеристика человеческого существования. В центре статьи находится проблема амбивалентности рефлексивных процессов. В одних исследованиях прослеживается связь рефлексии с депрессией, невротизмом и пессимизмом, другие же работы обращают внимание на позитивную роль рефлексии в процессах адаптации и саморегуляции личности. Для разрешения данного противоречия предложена дифференциальная ...
Добавлено: 29 мая 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 4 С. 121-142
Работа посвящена проблеме развития личности в аспекте рефлексии и реализации ее возможностей в отношении к другому человеку. Возможности рассматриваются как осознанное знание, переживание и реализация «Я могу» в контексте жизни, в частности в речевом диалоге с Другим. Идеи и методологические установки работы основаны на традициях психологии личности, онтологии, философии жизни, экзистенциальной философии, философии языка, феноменологии. ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Климочкина А. Ю., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки 2018 № 4 (46) С. 102-106
В статье представлено эмпирическое исследование взаимосвязи психологического благополучия человека и его внутренней диалогической активности, измеряемой как частота диалогических практик - молитв и медитаций. Результат показал, что частота диалогических практик слабоположительно коррелирует со всеми показателями психологического благополучия в выборках православных, мусульман и буддистов и вносит уникальный значимый вклад в объяснение дисперсии благополучия. Результат обсуждается с точки ...
Добавлено: 28 мая 2019 г.
Медведев Б. П., Мир психологии. Научно-методический журнал 2021 № 4(107) С. 41-52
В статье рассматривается проблема определения собственной, внеситуативной функции регулярного чередования направленности внимания на себя и вовне в сознании личности. Обсуждается методологическая проблема демаркации Я и не-Я. Предлагается принцип их разделения на основе выбора живой, конкретно данной 1 Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. 2 The paper was supported by the HSE University ...
Добавлено: 23 февраля 2022 г.
Паукова А. Б., Московское научное обозрение 2011 № 9 С. 63-69
Статья посвящена проблеме соотношения категорий «событие» и «смысл». Рассмотрены способы концептуализации события в историографии и литературоведении. На основании анализа автором предлагается смысловая архитектоника события, образованная тремя смысловыми «планами»: «внешним», «внутренним», и рефлексивным. ...
Добавлено: 5 февраля 2012 г.
М. : Когито-центр, 2015
В последние десятилетия в науке происходят принципиальные изменения, связанные, согласно В.С.Степину, со становлением постнеклассического этапа ее развития. Не принимая во внимание этих изменений, мы рискуем упустить из виду принципиальные изменения в науках об управлении. В этой связи в центр внимания X международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» поставлены актуальные проблемы рефлексивных исследований в контексте постнеклассической ...
Добавлено: 26 ноября 2015 г.
Обухов А. С., Савельева Д. И., Исследователь/Researcher 2019 № 4 С. 12-47
По инициативе Комитета по туризму города Москвы разработан проект «Город открытий» с целью развития образовательного туризма для школьников из регионов в России в пространстве Москвы как живого и развивающегося мегаполиса. Данный проект запускается в пилотном режиме в конце 2019 года. В статье представлена методология образовательного туризма, которая разработана как основание проекта «Город открытий». Данная методология ...
Добавлено: 7 ноября 2019 г.
Рябушкина Т. М., Философия и общество 2012 № 1 С. 144-161
В статье рассматривается перспектива осмысления Я через отказ от позиции классического автономного субъекта и, следовательно, от всего, что может быть объектом познания и тем самым относится к сфере субъективного – от всего, мыслимого в рамках отношения субъект-объект. При таком подходе основание познания усматривают не в доступном для рефлексии Я, а в Другом. Анализ опирающихся на ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Семенов И. Н., В кн. : ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Т. 1.: М. : Когито-центр, 2015. С. 171-175.
В работе проанализированы жизненный путь и научно-организационная деятельность крупного российского ученого-гуманитария М.Г.Ярошевского. Предложена периодизация его жизнедеятельности и охарактеризованы достижения в развитии истории, методологии и теории психологии, а также в создании науковедения общей психологии научного творчества и социальной психологии науки. ...
Добавлено: 13 ноября 2015 г.
Варламова Ю. В., Вестник Череповецкого государственного университета 2014 № 7 (60) С. 127-131
Данная статья посвящена проблеме формирования и развития рефлексивных навыков студентов в рамках проекта «академическая презентация». Автор описывает возможности модифицированного метода Э. Боно «Шесть шляп мышления» как механизма способствующего рефлексивному формированию коммуникативной компетенции, а также как способа, позволяющего преодолеть коммуникативные барьеры в ходе межличностного общения. ...
Добавлено: 15 марта 2015 г.