Глава
Взаимодействие «Деловой двадцатки» (B20) и «Группы двадцати» (G20): достижения и вызовы.
Предлагаемая вниманию коллективная монография дает представление о влияниимеханизмов взаимодействия бизнеса и власти на инвестиционную политику России в контексте политических, экономических, социальных вызовов, с которыми сегодня приходится сталкиваться субъектам предпринимательской деятельности. Монография состоит из четырех основных разделов, в которых последовательно рассматриваются институты и механизмы продвижения интересов бизнеса в системе взаимодействия с властью, направления сотрудничества государства и предпринимательского сообщества при формировании благоприятного инвестиционного климата, международная практика подобного взаимодействия, а также соответсвующие процессу политико-правовые аспекты, направления социальной политики, репутационные и политические риски. В основе монографии - практические наработки профессорско-преподавательского состава кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, материалы мастер-классов ведущих представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, стенограммы круглых столов, проведенных кафедрой в рамках Апрельских конференций НИУ ВШЭ.
Монография будет востребована как специалистами, так и студентами экономических, политологических, менеджериальных специальностей.
В книге
Экономическое неравенство продолжает усиливаться как в отдельных странах, так и на глобальном уровне. Растущее неравенство имеет негативные экономические, социальные и политические последствия, сдерживает экономический рост, подрывает социальное единство и политическую стабильность. Устранение причин неравенства и превращение структурных барьеров в новые возможности по его преодолению является ключевым условием для обеспечения уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного экономического роста. Переход к такой модели роста зависит от последовательности действий, предпринимаемых странами «Группы двадцати» как на национальном, так и на глобальном уровне.
В преддверие саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге «Гражданская двадцатка» (Civil 20) инициировала подготовку доклада и рекомендаций, направленных на преодоление рисков, связанных с растущим неравенством доходов. Для подготовки доклада была создана целевая группа, в которую вошли эксперты из большинства стран «Группы двадцати». В докладе, являющимся результатом работы в рамках процесса «Гражданской двадцатки», проходящего под председательством России (www.g20civil.com), представлен независимый анализ политики по преодолению экономического неравенства в странах «двадцатки» и других странах и предложения для обсуждения широким кругом заинтересованных лиц и глав государств «Группы двадцати».
Предложения «Гражданской двадцатки» для «Группы двадцати» о мерах по борьбе с неравенством подготовлены с учетом авторитетного мнения и результатов исследований таких международных организаций, как МВФ, ОЭСР, ПРООН, а также международных и национальных академических и неправительственных организаций. Они строятся непосредственно на основе анализа достоверных данных о причинах неравенства доходов и мерах по его искоренению в странах «Группы двадцати», в соответствии со страновыми докладами, подготовленными членами Целевой группы по равенству (на сегодняшний день доклады включают Австралию, Канаду, Китай, Францию, Индию, Индонезию, Мексику, Корею, Россию, Турцию и США).
«Гражданская двадцатка» считает, что, следуя своей основополагающей задаче по справедливому распределению благ глобализации, «Группа двадцати» должна одобрить Санкт-Петербургскую инициативу по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, подтвердив тем самым важность равенства и инклюзивности наряду с экономическим ростом и эффективностью.
В статье представлен анализ итогов саммита «Группы двадцати», прошедшего в рамках председательства Франции в Каннах 3-4 ноября 2011 года. Автор анализирует программу саммита и решения, принятые лидерами, по ключевым сферам координации, в том числе, повышению уровня занятости и социальной защиты, реформе международной финансовой и валютной системы, преодолению глобальных дисбалансов, углублению реформ финансового сектора, борьбе с коррупцией, содействию развития. Особое внимание уделяется кризисной повестке дня саммита и вызовам, связанным с необходимостью реализации фактически двух повесток дня: плановой и антикризисной. В заключении даны оценки сильных и слабых сторон саммита «двадцатки» как форума глобального управления, характеристика процесса институционализации «Группы двадцати», прогноз последовательности председательств после 2015 года и рекомендации для председательства России в 2013 году. Публикация подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ».
В статье представлены результаты мониторинга исполнения Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в Аквиле 2009 г., проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики (ИМОМС ГУ-ВШЭ) совместно с Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто (полная версия доклада размещена на сайтах ИМОМС ГУ-ВШЭ www.iori.hse.ru и Научно-исследовательского центра содействия международному развитию www.rcicd.org). Представлен сопоставительный анализ мер, принятых Россией в период мониторинга, по пяти основным сферам коллективных действий. Даются рекомендации по повышению уровня исполнение обязательств и эффективности отчетности по принятым обязательствам.
В книге рассмотрен опыт предоставления государственной поддержки отраслей ТЭК в странах «Группы два- дцати». Основное внимание уделено субсидиям в сфере ископаемого топлива, возобновляемых источников энергии и иных видах государственной поддержки, оказывающих влияние на формирование спроса на энергию в стране. Проведен анализ влияния субсидирования энергетики на национальную экономику и политику. Дана краткая характеристика ТЭК каждой страны, включая топливно-энергетический баланс и потребление энергоресурсов по отраслям. Обсуждаются ключевые проблемы, стоящие перед ТЭК, и официальные стратегические задачи сектора. В книге систематизированы имеющиеся методологические подходы к определе- нию и оценке размеров субсидий в ТЭК. Издание предназначено для федеральных министерств и ведомств, экспертов в энергетических отраслях и научных работников, аспирантов и студентов, занимающихся исследованиями в области энергетики мира, особенно в странах «Группы двадцати», на которые приходится подавляющий объем мирового ВВП и потребления энергии.
This volume explores the G8/G20 summits’ performance, their comparative strengths and limitations, the division of labour and relationship between them as it is emerging over the period of their co-existence, and how the future G8-G20 partnership can be improved to the benefit of both bodies, the prosperity and well-being of their citizens, and the sustainable and balanced growth of the world economy as a whole.
It presents the results of a collaborative research program of the International Organisations Research Institute of the National Research University Higher School of Economics and the G8 Research Group and G20 Research Group at the University of Toronto. It thus combines the talents of two research teams that have worked together for many years on the analytic and empirical components essential to accomplish the task in this book). The first team, led by Marina Larionova at the National Research University-Higher School of Economics in Moscow includes her scholarly colleagues, researchers, and practitioners in Russia and beyond, in the person of Dr. Vadim Lukov, Ambassador-at-Large of the Russian Ministry of Foreign Affairs, Russian Ministry of Foreign Affairs Coordinator for G20 and BRICS Affairs and Zia Qureshi of the World Bank. The second team, led by John Kirton at the University of Toronto, includes his colleagues at Toronto and Dries Lesage from University of Ghent in Europe. This combination has facilitated the task of producing a cumulative, coherent work.
Most of the chapters were initially presented as papers and research reports and discussed at an international research workshop “Partnership for Progress. From the 2010 Muskoka-Toronto Summits to Seoul Summit,” organized by the International Organisations Research Institute (IORI) of the National Research University Higher School of Economics (HSE) with support from Oxfam and the Department for International Development of the United Kingdom. The workshop led to a refined analysis and to recommendations on the G8 and G20 future coexistence and their engagement with other multilateral institutions. Initial drafts of the chapters on accountability by John Kirton and Marina Larionova were presented at a conference on global governance at Princeton University. The full set of HSE workshop papers, and initial drafts of many of the chapters in this volume, were published as a special edition of the International Organisations Research Journal, on the theme of “G-x Summitry,” in December 2010. These initial analysis were subsequently extensively developed, updated, and expanded to take full account of the subsequent summits of the G8 and G20 in 2011, 2012, 2013, the work of other international institutions, and new trends in G8-G20 summitry. They were further enriched by collectively held workshops involving most of the authors in Paris, Mexico City, Belfast and Moscow during this time.
В статье представлен анализ действий институтов «Группы восьми» и «Группы двадцати», направленных на содействие развитию беднейших стран в кризисный период 2008-2010 гг. Особое внимание уделяется реализации «восьмеркой» и «двадцаткой» основных функций глобального управления и специфике взаимодействия с международными организациями. В заключение автор дает рекомендации для рационального разделения труда между институтами в рамках содействия международному развитию.
G20-B20 Dialogue should be instrumental in enhancing G20 efficiency by both responding to the business interests and concerns and engaging private sector in generating growth and jobs. B20 (G20 Business Summit) was first initiated by the Canadian Council of Chief Executives (CCCE) on the eve of the Toronto summit in June 2010. To date five B20 meetings, including the one in Toronto, have been organized each putting forward recommendations for G20 leaders: in Seoul in November 2010, in Cannes in November 2011, in Los Cabos in June 2012 and in St Petersburg in 2013.
Investment made into the dialogue by both business and governments warrants an independent unbiased and rigorous analysis of what has been achieved and what lessons should be learnt. This chapter reviews progress of G20-B20 engagement to identify achievement and challenges.