?
Творчество Генриха Сапгира и поэзия конкретизма: от типологического схождения к творческому освоению
С. 79-90.
С тех пор как в СССР стало известно о существовании в зарубежной литературе поэзии конкретизма, вопрос о близости творчества европейских поэтов-конкретистов и авторов так называемой «Лианозовской группы» не раз оказывался в поле внимания современных исследователей. В настоящей работе эта близость исследована на материале творчества одного из самых известных поэтов-лианозовцев Генриха Сапгира, чье знакомство с поэзией немецких «конкретистов» было предопределено схожестью логики развития их творчества и увенчалось опытами перевода Г. Сапгиром «конкретных» текстов Франца Мона, Ойгена Гомрингена и др., а также оригинальными опытами с поэзией, построенной на комбинаторном принципе пермутации.
Павловец М. Г., В кн. : Подробности словесности: Сборник статей к юбилею Людмилы Владимировны Зубовой. : СПб. : Свое Издательство, 2016. С. 251-258.
Статья посвящена анализу метапоэтических высказываний Генриха Сапгира, которые были сделаны им в поэтической форме – в виде «программных» стихотворений. Поэт предпочитал обходиться без творческих манифестов или предисловий к книгам: их число в его наследии крайне мало. Но при этом он искал способы, как в самих стихотворениях дать ключ к пониманию смысла его поэтических поисков и ...
Добавлено: 1 декабря 2016 г.
Зыкова Г. В., Вестник современного искусства "Цирк "Олимп"" 2019 № 31 С. 20-32
Расшифровка интервью, данного Всеволодом Некрасовым Всеволоду Кулакову в 1990м году; обсужаются конкретистские и концептуалистские черты в творчестве Некрасова. Подготовка текста и комментарии Г.В.Зыковой ...
Добавлено: 12 июня 2020 г.
Анна Родионова, Новое литературное обозрение 2022 № 176 С. 254-269
В статье рассматриваются поэтические тексты двух авторов «Лианозовской школы» (Игоря Холина и Генриха Сапгира), написанные в 1950-х — начале 1960-х годов, в связи с идеологией научно-технического прогресса (НТП) и её влиянием на эстетическую систему русской литературы XX века. В представленной работе анализируется, как именно в стихотворениях Сапгира и Холина особенности литературы первых десятилетий XX века, ...
Добавлено: 6 июня 2022 г.
М. : Новое литературное обозрение, 2021
Настоящий том продолжает исследовательский проект «Неканонический классик» (входящий в состав книжной серии «НЛО» «Научная библиотека»), в котором уже вышли сборники статей и материалов, посвященных Д. А. Пригову, В. Сорокину, В. Шарову. Это первое издание, целиком посвященное наследию так называемой «Лианозовской школы» (или «Лианозовской группы»). Оно включает в себя как уже «классические» исследования одного из самых ...
Добавлено: 30 августа 2021 г.
Павловец М. Г., Zeitschrift für Slavische Philologie 2018 Vol. 74 No. 1 P. 75-111
Деятели андеграунда советского времени, выбравшие автономное существование от подцензурной художественной среды в СССР, свое положение осмысляли как двойной разрыв – как с дореволюционной и революционной культурой Советской России 1920-х годов, так и с мировой культурой. Своей миссией многие из них видели не только осмысление, но и преодоление этого разрыва, воссоздание преемственности по отношению к предшествующей ...
Добавлено: 19 июня 2018 г.
Павловец М. Г., Toronto Slavic Quarterly 2017 № 61 С. 232-249
Статья посвящена роли Евгения Головина как переводчика и исследователя поэзии европейского неоавангарда, работы которого оказали важное влияние на некоторых авторов русского литературного андеграунда ...
Добавлено: 18 января 2018 г.
Павловец М. Г., Новое литературное обозрение 2014 Т. 130 № 6 С. 398-403
Отчет о научной конференции "История русской неподцензурной литературы: одиночки, сообщества, выработка новых форм и канонов", состоявшейся в МГПУ 22 марта 2014 г. ...
Добавлено: 19 февраля 2015 г.
Павловец М. Г., В кн. : Сусрети народа и култура. Меħдународни тематски зборник. : [б.и.], 2015. С. 147-164.
Статья посвящена анализу позднего произведения Генриха Сапгира – его повести «Армагеддон». Апокалиптическая проблематика произведения полемически заострена как против эсхатологизма «исторического авангарда» первой трети ХХ века, так и против эсхатологических ожиданий «атомной войны» позднесоветского времени, и скорее носит форму рефлексии над «финалистской» концепции культуры, присущей эпоху постмодерна с его критикой понятий «авторства», «эстетической новизны» и «подлинности». ...
Добавлено: 24 августа 2015 г.
Павловец М. Г., В кн. : Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Т. 1. Вып. 11.: М. : МГПИ, 2012. С. 154-161.
Статья посвящена освоению наследия русского футуризма авторами неподцензурной литературы второй половины ХХ века ...
Добавлено: 6 марта 2015 г.
Павловец М. Г., Новое литературное обозрение 2013 Т. 1 № 119 С. 426-433
Отчет о работе научной секции «Неподцензурная и «легальная» литературы в России ХХ века: Формы взаимодействия», состоявшейся в рамках Научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (МГПИ, 17 марта 2012 г.) ...
Добавлено: 9 марта 2015 г.
Павловец М. Г., , in : The Oxford Handbook of Soviet Underground Culture. : Oxford : Oxford University Press, 2021. Ch. 15.
«Лианозовская школа/группа» – одна из первых творческих групп андеграунда, возникшая еще во 2-й пол. 1940-х годов и просуществовавшая до начала 1970-х годов – в то время, когда личных отношений и близости взглядов на искусство деятелям неофициального искусства было довольно, чтобы осознать свою принадлежность к общему кругу, не стремясь при этом манифестировать свое единство. Если говорить ...
Добавлено: 15 февраля 2022 г.
Павловец М. Г., Новое литературное обозрение 2018 Т. 5 № 153 С. 252-268
В статье на материале поэзии Генриха Сапгира, в том числе и еще неопубликованной, рассматриваются различные формы деструкции им словесной ткани – от «поэтики полуслова» и «лакунирования» текста до замещения отсутствующего или деструктурированного текста «эквивалентами словесных знаков». Делается вывод о «промежуточном» положении Генриха Сапгира между нео- и поставангардизмом 2-й половины ХХ века: разрабатывая в своем творчестве ...
Добавлено: 26 сентября 2018 г.
Зыкова Г. В., В кн. : Карабихские научные чтения: музей-усадьба-литература. : Яр. : ООО "Академия 76", 2018. С. 35-40.
Описывается и комментируется сохранившийся в авторской машинописи (и не публиковавшийся) один из самых ранних прозаических текстов поэта Всеволода Некрасова, являющийся ранней редакцией статьи, в 1972 г. опубликованной его соавтором и супругой А.И.Журавлевой. Этот ранний эпизод соавторства Журавлевой и Некрасова позволяет существенно уточнить наши представления об отношении деятелей второго авангарда к классической литературе. ...
Добавлено: 19 июля 2018 г.
Павловец М. Г., В кн. : «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом. : М. : Новое литературное обозрение, 2021. С. 32-59.
Работа открывает первый раздел «Лианозово в контекстах» тома «Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом» и посвящена вопросу генезиса ставшего уже привычным определения «Лианозовской школы» как «русского конкретизма», помещая «Лианозово» в контекст европейской «конкретной поэзии», что позволяет выявить специфические черты творчества поэтов, пусть и с принципиальными оговорками, рассматривая их как часть общемировых поэтических процессов. ...
Добавлено: 21 сентября 2021 г.
Зыкова Г. В., Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки 2014 № 3 С. 83-88
Внимание, которое проявляли к поэзии Вс.Н.Некрасова (причем не только к визуальной) художники разных поколений и направлений, заставляло поэта обсуждать расшатываемую в ХХ веке, но неотменяемую и существенную границу между словесным и изобразительным искусством. Это осознание границы стало неизбежным в ситуации небывалого сближения и возможного взаимовлияния этих искусств (например, использование черты в некоторых текстах Некрасова нач. 1980‑х гг. ...
Добавлено: 2 февраля 2015 г.
Павловец М. Г., В кн. : Россия — Германия: литературные встречи (после 1945 года). : ИМЛИ РАН, 2022. Гл. 25. С. 438-467.
Статья посвящена проблеме рецепции русскими неподцензурными поэтами европейского неоавангарда в лице немецкоязычных конкретистов. Анализируются случаи, когда русские неподцензурные поэты прямо обращались к произведениям своих немецкоязычных коллег (в форме их рецепции, попыток творческого осмысления, в том числе и переводов, или подражания). Если же доказательств такого непосредственного контакта нет, то сравнительное рассмотрение отдельных текстов будет ограничено типологическим подходом, ...
Добавлено: 27 октября 2022 г.
СПб. : RUGRAM_Пальмира, 2022
Сборник посвящен проблемам изучения творческого наследия авторов неофициальной культуры и составлен на основе материалов научных конференций и семинаров, организованных кафедрой истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета совместно с Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ, Москва) и Центром Андрея Белого (АБЦ, Санкт-Петербург) при участии Высшей школы экономики и Трирского универитета: «Неподцензурная поэтика: 1950-1980» (23-25.12.2017); «Ленинградская неофициальная литература» ...
Добавлено: 25 июля 2022 г.
Павловец М. Г., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика 2014 № 4 С. 156-163
«Проектирование» полного собрания собственных сочинений – важная часть оригинального творчества ленинградского поэта-неофутуриста Александра Кондратова. Один из проспектов будущего собрания – «Мои троицы» – позволяет попытаться реконструировать так и не осуществленный в полный мере замысел поэта по созданию тома конкретистских текстов «Конкреции». По-видимому, эти тексты должны были продемонстрировать всю парадигму известных Кондратову на тот период приемов ...
Добавлено: 29 января 2015 г.
Павловец М. Г., В кн. : Poetik des Alltags: Russische Literatur im 18.-21. Jahrhundert / Поэтика быта. Русская литература XVIII-XXI вв. : Мюнхен : Herbert Utz Verlag, 2014. С. 299-306.
Лев Лосев, один из ведущих поэтов русского андеграунда, а затем и зарубежья, был скло-нен к эпизации своей поэзии. Ряд его произведений представляют собой небольшие сти-хотворные новеллы, отличающиеся особым вниманием к бытовым деталям, к вещному миру изображаемой реальности. Прежде всего это касается советской действительности: стихотворения Льва Лосева можно назвать «энциклопедией советского быта». Причем если близкие Льву ...
Добавлено: 27 октября 2014 г.
Павловец М. Г., В кн. : Сапгир, Г. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 3: Глаза на затылке. . Т. 3.: М. : Новое литературное обозрение, 2024. С. 953-978.
Послесловие к 3 тому собрания сочинений Генриха Сапгира "Глаза на затылке". ...
Добавлено: 19 февраля 2024 г.
Павловец М. Г., Studia Litterarum 2023 Т. 8 № 2 С. 10-31
Статья посвящена возникшему в советском андеграунде второй половины ХХ в. литературному течению неоавангарда. В работе констатируется, что понятие «неоавангард» применительно к послевоенному авангарду давно уже стало конвенциональным в западном искусстве и искусствоведении, однако до сих пор не утвердилось в русском научном вокабуляре. При этом в литературоведении к настоящему моменту наработан большой исследовательский материал, позволяющий говорить ...
Добавлено: 17 июня 2023 г.
Зыкова Г. В., Вестник современного искусства "Цирк "Олимп"+ TV" 2019 № 30 С. 10-25
Расшифровка интервью о Лианозове, данного Всеволодом Некрасовым Владиславу Кулакову в 1990 г. Подготовка текста и комментарии Г.В.Зыковой ...
Добавлено: 12 июня 2020 г.
М. : РГГУ, 2022
В коллективном научном исследовании, в котором приняли участие литературоведы и лингвисты из разных городов России, Белоруссии, Германии, Италии, Сербии и Китая, предпринята попытка обозначить основные имена, наиболее значимые для русской поэзии конца ХХ в., а также доказать их самобытность и значимость для отечественной литературной традиции. В книге рассматриваются различные аспекты творчества Геннадия Айги, Геннадия Алексеева, ...
Добавлено: 14 ноября 2022 г.
Павловец М. Г., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2017 Т. 18 № 1 С. 269-275
Для русских неподцензурных поэтов 2-й пол. ХХ в. остро стояла проблема выстраивания собственной творческой преемственности по отношению прежде всего к той части русской культуры, традиции которой были, по мнению многих из них, искусственно прерваны в годы насаждения соцреализма. Так, по свидетельству Льва Лосева, значимой фигурой для его поколения, еще только входящего в мир поэзии, был ...
Добавлено: 19 июня 2018 г.