?
История субъективности и история автобиографии: Важные обновления
В статье рассматриваются новые теоретические основания исследований «истории субъективности» и «истории автобиографии» как двух взаимосвязанных тем. Во вступительной ее части обозначаются основные черты традиционной модели изучения этих тем, сложившиеся в гуманитарных науках второй половины XIX – первой половины XX в. Основная часть рассматривает теоретические новации последних десятилетий, оказавшие наиболее заметное влияние на современные исследования в этой области: складывание конструкционистской модели субъекта, разработка концепта «автобиографического субъекта», появление новых маркировок предмета исследований, рассмотрение «истории субъективности» и «истории автобиографии» в меж- и транскультурной перспективе, интерпретация автобиографических текстов как социальных практик.
Традиционная модель изучения автобиографических свидетельств основывается на трех исходных посылках: 1) история индивида (личности, Я, субъекта) и история автобиографии неразрывно, «естественным образом», связаны: трансформации индивида во времени имеют своим следствием трансформации порождаемых им автобиографических форм; 2) это развитие имеет прогрессивный характер: чем ближе к нашему времени, тем более развитой и сложной становится его личность и ее автобиографические свидетельства; 3) несмотря на свою историческую изменчивость, индивид (личность, Я, субъект) по своей сути являются онтологическими субстанциями.
Первое ее обновление нашло отражение в изменении терминологического аппарата исследователей. В результате его на смену ранее общеупотребимым понятиям стали приходить новые, конкурирующие с прежними: egodocument, Selbstzeugnis, l’écrit du for privé, life-writing. Второе непосредственно связано с проблематизацией понятия субъекта в постклассической философии и, соответственно, переосмыслением традиционной трактовки отношений между субъектом и автобиографией. «Самоочевидная» связь между автобиографическим рассказом и его создателем превратились в проблему. Третье сопряжено с критикой западоцентризма в изучении истории субъективности, начавшейся в 1980-е гг. под влиянием антропологических и постколониальных исследований. Главная его мысль состоит в том, что автобиографические свидетельства необходимо рассматривать в тех конкретных историко-культурных контекстах, в которых они появлялись и функционировали, а их создание – как особые формы человеческой деятельности, в том или ином виде присущие разным историческим периодам и культурам. Последнее из обновлений предлагает уделять пристальное внимание находящейся «за» автобиографическими текстами социальной действительности, не только порождающей их смыслы, но и само их появление.