Глава
The Challenge of Reforming Environmental Regulation in Russia
В докладе представлена комплексная информационная база по ряду тем: текущие изменения климата, прогноз изменения растительных сообществ, состояние водных ресурсов, потенциальные экосистемные услуги Алтае-Саянского экорегиона (АСЭ). Антропогенные изменения климата глобального масштаба и их региональные проявления часто очень непросто выделить на фоне естественной изменчивости климата и локальных воздействий. Доклад может послужить отправной точкой будущих работ, направленных на исследование воздействия климатических изменений и планирование адаптационных мер, когда в АСЭ проявятся существенные негативные климатические воздействия и/или будет накоплен достаточный объем данных и разработаны региональные модели, позволяющие дать определенные прогнозы изменения климата.
Рассматриваются изменения климата и их последствия в России
Глобальное изменение климата несет в себе как угрозы, так и новые возможности для социально-экономического развития Алтае-Саянского экорегиона. Учитывая масштабы прогнозируемых в АСЭ климатических изменений, значимость Алтае-Саян как одного из ключевых центров мирового биоразнообразия, а также важную роль региона в стратегических планах экономического развития России, необходимость выработки региональных мер адаптации к негативным и позитивным последствиям климатических изменений не вызывает сомнений. Так, изменение климата упоминается как новый фактор развития и угроза безопасности России и ее регионов в таких стратегических документах, как: Экологическая доктрина РФ (2002), Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (2008), Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года (2008), Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (2009), Климатическая доктрина РФ (2009), Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (2009), Доктрина продовольственной безопасности РФ (2010) и Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (2010).
Projects and reforms targeting infrastructure services can affect consumer welfare through changes in the price, coverage, or quality of the services provided. The benefits of improved service quality—while significant—are often overlooked because they are difficult to quantify. This article reviews methods of evaluating the welfare implications of changes in the quality of infrastructure services within the broader theoretical perspective of welfare measurement. The study outlines the theoretical assumptions and data requirements involved, illustrating each method with examples that highlight common methodological features and differences. The article also presents the theoretical underpinnings and potential applications of a new approach to analysing the effects of interruptions in the supply of infrastructure services on household welfare.
Глобальное изменение климата несет в себе как угрозы, так и новые возможности для социально-экономического развития Алтае-Саянского экорегиона. Учитывая масштабы прогнозируемых в АСЭ климатических изменений, значимость Алтае-Саян как одного из ключевых центров мирового биоразнообразия, а также важную роль региона в стратегических планах экономического развития России, необходимость выработки региональных мер адаптации к негативным и позитивным последствиям климатических изменений не вызывает сомнений. Так, изменение климата упоминается как новый фактор развития и угроза безопасности России и ее регионов в таких стратегических документах, как: Экологическая доктрина РФ (2002), Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (2008), Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года (2008), Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (2009), Климатическая доктрина РФ (2009), Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (2009), Доктрина продовольственной безопасности РФ (2010) и Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (2010).
В последние два десятилетия глобальное изменение климата из узкоспециального естественнонаучного вопроса превратилось в одну из наиболее острых проблем мировой экономики и политики, в важнейший элемент новой реальности, к которой отдельные страны и все человечество вынуждены приспосабливать свою хозяйственную деятельность.
Проблема изменения климата междисциплинарна, она включает в себя как минимум четыре составляющие:
1) геофизическая составляющая, касающаяся дискуссии о причинах климатических изменений и прогнозирования их характера в будущем;
2) экономическая составляющая: изменение климата ведет к растущему, хотя и неравномерно распределяемому по разным территориям, ущербу для мировой экономики, а также к увеличению издержек адаптации;
3) составляющая, касающаяся экономической политики: необходима выработка экономических стратегий, стимулирующих сокращение выбросов парниковых газов;
4) политическая составляющая: при выработке экономической политики необходимо учитывать особенности современной системы международных отношений, которые являются фактором, в значительной мере сдерживающим решение проблемы.
Последние три из перечисленных составляющих являются предметом анализа экономической науки. Однако, несмотря на то, что по всем трем направлениям соответствующие исследования ведутся уже в течение нескольких десятилетий, вопросов остается больше, чем ответов. Ключевые проблемы, с которыми сталкивается экономическая наука при анализе глобальных изменений климата, рассмотрены в данной работе. Это проблема экономической оценки ущерба от изменения климата, проблема выбора инструментов национального климатического регулирования и проблема определения формата международного климатического сотрудничества.
Глобальное изменение климата – это один из главных вызовов, угрожающих развитию человеческой цивилизации в XXI в. Эффективное противодействие проблеме изменения климата невозможно без активных действий со стороны США – ведущей страны мира и одного из главных эмитентов парниковых газов. Однако до сих пор участие США в международной кооперации по предотвращению климатических изменений остается ограниченным, а национальное климатическое регулирование сталкивается со сложностями, обусловленными особенностями американской политической системы. В таких условиях американская система климатического регулирования строится не сверху вниз, как обычно происходит в других странах, а снизу вверх. Основная инициатива по переходу американской экономики к зеленому вектору развития исходит не от органов федеральной законодательной и исполнительной власти, а от отдельных компаний, муниципалитетов и штатов. Этот путь выстраивания климатической политики более долгий, чем традиционное установление норм и правил на государственном уровне, однако в американских условиях он является единственно возможным и в перспективе может привести к появлению комплексной и эффективной системы климатического регулирования, действующей на всей территории США.