?
Шариат в правовой системе современной России: "за" и "против"
С. 30-41.
В статье анализируются различные позиции по вопросу места шариата в современной правовом развитии России. Формулируются условия, при которых отдельные нормы и инститтуты шариата (исламского права) могут найти свое место в правовом развитии нашей страны. Отмечаются объектиные и субъективные факторы, которые препятствуют юридисчпески грамотному решению данной проблемы
В книге
Ростов н/Д : Альтаир, 2013
Сюкияйнен Л. Р., Общенациональный интерактивный энциклопедический портал "Знания", Россия 2022 № 10 Статья 15
Исла́мская правова́я семья́, система основанных на исламе юридических норм и предписаний в сопоставлении с национальными правовыми системами отдельных стран. Под исламской правовой семьёй (системой) можно понимать не только комплекс юридических особенностей исламского права как элемента правовой системы конкретной мусульманской страны. К данной семье (системе) допустимо относить национальные правовые системы, в которых исламское право занимает доминирующие позиции, предопределяя общий характер указанных систем. ...
Добавлено: 6 февраля 2023 г.
Сюкияйнен Л. Р., Право. Журнал Высшей школы экономики 2010 № 4 С. 23-46
Соотношение права с религией, нравственностью и политикой является предметом исследований как по теории права, так и по сравнительному правоведению. Различные правовые культуры отличаются своей спецификой соотношения между правом и иными социальными нормами. Некоторые правовые системы основаны на верховенстве правовых норм, в то время как другие отдают приоритет религиозным постулатам. Такое противоречие приобретает особое значение в ...
Добавлено: 27 октября 2012 г.
Сюкияйнен Л. Р., Право. Журнал Высшей школы экономики 2018 № 3 С. 50-80
В российском правоведении преобладает оценка исламского права как синонима шариата, который представляет собой совокупность предписаний Корана и Сунны, означающей образ жизни Пророка Мухаммеда, зафиксированный в хадисах (преданиях) его сподвижников. Сводимое к шариату исламское право рассматривается в качестве комплекса различных социальных норм, в котором юридические правила принципиально не отделены от религиозных предписаний. Однако углубленный анализ позволяет ...
Добавлено: 30 октября 2018 г.
Сюкияйнен Л. Р., М. : ООО "Садра", 2014
Монография посвящена анализу исламской концепции прав человека и ее роли в диалоге культур и религий в современном мире. Исследуются исходные начала данной концепции в сравнении с либеральными теориями и современными взглядами мировых религий. Различия в этих подходах анализируются на примере мусульманских меньшинств в странах Запада ...
Добавлено: 12 октября 2014 г.
Халляк В., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020
Настоящее издание дает российскому читателю возможность познакомиться с непростой, но крайне необходимой для понимания современного ислама темой исламского права. Эта книга содержит практически всю основную терминологию исламской теории права (ус̣ӯл ал-фик̣х) с достаточно подробными пояснениями для каждого понятия. Со многими из этих понятий российский читатель, привыкший в основном к термину «шариат» (и к окружающему его ...
Добавлено: 17 января 2020 г.
Царегородцева И. А., Тимошик Н. А., В кн. : Институт религиозного наставничества в современном шиитском мире. : М. : Центр стратегической конъюнктуры, 2015. С. 79-92.
Таклид (от арабского "каллада" - подражать) - практика следования авторитетному мнению мусульманских правоведов и богословов по различным вопросам. Отношение к таклиду в исламе до сих пор остается неоднозначным, и у одних вызывает одобрение, а у других - полное отчуждение. Должны ли мусульмане выбирать в качестве авторитетов по религиозно-правовым вопросам соответствующих специалистов? Или же каждый верующий ...
Добавлено: 9 апреля 2015 г.
Клейменов И. М., Сейбол Е. М., В кн. : Актуальные проблемы уголовной и уголовно-правовой политики Российской Федерации: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 23 марта 2012 г.). : Омск : Омский юридический институт, 2012. С. 14-24.
В статье отмечается искаженное понимание ислама в обществе, как агрессивной религиозной конфессии. Вместе с тем в статье признается наличие в исламе некоторых движений экстремистской направленности, в частности ваххабизма. При этом дается характеристика уголовной политики Саудовской Аравии. ...
Добавлено: 13 февраля 2013 г.
Сусоколов А. А., Журнал социологии и социальной антропологии 2009 Т. XII № 1 С. 32-51
В статье проводится сравнение между социально-психологическими особенностями конфессиональных групп России (мусульман, православных, иудеев) и некоторыми элементами содержания канонических книг, в частности, Шариата. Выявление психологических типов и социальных норм осуществляется на основе анализа массива городского населения России 2002-2004 гг. по методике KOMPASS. Выявляется влияние исторических условий формирования конфессиональных групп на нормы рыночных отношений, заложенных в книгах ...
Добавлено: 7 апреля 2013 г.
Магомедов К. А., Миграционное право 2018 № 4 С. 5-9
Статья посвящена анализу концептуальных начал исламского подхода к правовому статусу иноверцев. Такие исходные принципы лежат в основе всех конкретных предписаний шариата, касающихся прав и обязанностей немусульман в мусульманском государстве. Исламский подход к правовому статусу иноверцев менялся на протяжении веков, но его концептуальные начала оставались незыблемыми. В работе приведены положения из Корана и Сунны пророка Мухаммеда, ...
Добавлено: 27 марта 2019 г.
Сюкияйнен Л. Р., В кн. : Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова /сост. и отв. ред. М.Б.Пиотровский, А.К.Аликберов; Ин-т востоковедения РАН. - М. : Наука - Вост. лит., 2016. - 871 с.: ил. ISBN 978-5-02-039776-7. : М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 2016. С. 604-619.
Статья посвящена анализу соотношения понятий шариат, фикх и исламское право. Обосновывается понимание шариата как исключительно религиозного феномена. Фикх рассматривается в качестве связующего звена между шариатом и исламским правом. Автор прослеживает процесс толкования фикхом (исламской наукой о правилах внешнего поведения людей) предписаний шариата, а также формулирования данной наукой норм по вопросам, не затронутым в шариате. Показаны ...
Добавлено: 3 декабря 2016 г.
Сюкияйнен Л. Р., В кн. : Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве. : Каз. : Казанский университет, 2014. С. 343-366.
Статья посвящена анализу перспектив шариата (исламского права) в правовом развитии России. Рассматриваются причины роста интереса к этой проблеме. Прослежены попытки реализации шариата в правовой системе нашей страны в последние годы. Показаны различные варианты взаимодействия шариата и современного российского права. Автор предлагает критерии отбора отдельных норм, принципов и институтов иламского права, которые могут быть включены в ...
Добавлено: 15 ноября 2014 г.
Сюкияйнен Л. Р., Право. Журнал Высшей школы экономики 2011 № 1 С. 24-43
Исламский радикализм и экстремизм угрожает безопасности многих стран, включая Россию. Среди различных аспектов этого явления его идеологическая сторона имеет особое значение. В традиционной исламской политико-правовой мысли имеются отдельные положения, которые могут использоваться для оправдания экстремизма. Однако в целом шариат и исламская юриспруденция по своей природе открыто противостоят международному терроризму. Решения ведущих центров исламской правовой мысли ...
Добавлено: 4 октября 2012 г.
Кулиев Д. Т., В кн. : Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021». : М. : МАКС Пресс, 2021.
Добавлено: 26 мая 2021 г.
Кулиев Д. Т., В кн. : Ислам и исламоведение в современной России: сборник докладов II Всероссийского исламоведческого форума. : Махачкала : АЛЕФ, 2021. С. 109-115.
Добавлено: 16 июля 2021 г.
Сюкияйнен Л. Р., Право. Журнал Высшей школы экономики 2022 № 4 С. 4-23
Статья посвящена анализу влияния ислама и шариата на конституции современных арабских стран. В частности, речь идет о конституционном закреплении характера государства, основ власти и общества. Конституции почти всех рассматриваемых стран фиксируют статус ислама как государственной религии и статус шариата как источника законодательства. Исламские начала пронизывают конституционное регулирование прав, свобод и обязанностей чаловека. Регулирование организации и ...
Добавлено: 19 декабря 2022 г.
Васильев Л. С., Общественные науки и современность 2006 № 1 С. 83-90
В попытках понять, почему, спустя почти полторы тысячи лет после появления ислама, стало возможным возникновение столь мощного, энергичного, жесткого агрессивного, использующего террор движения, как современный исламизм, автор статьи в осторополемичной форме обращается к кораническим основам этого феномена. Его вывод пессимистичен. Идеология современного мусульманского радикализма – это не искажение, а доскональное следование фундаментальным заповедям Корана. Что, ...
Добавлено: 10 мая 2013 г.
Кулиев Д. Т., Законодательство 2022 Т. 1 С. 68-77
Рассматриваются отдельные аспекты личного статуса в исламских правопорядках: вопросы заключения помолвки и брака, требования к вступающим в брак, дееспособность мужчины и женщины, многоженство, вопросы приданого, основания расторжения брака и его последствия. Автор приходит к выводу, что в основных вопросах о заключении брака и его расторжении школы фикха единодушны, расходятся лишь в некоторых аспектах, что является ...
Добавлено: 19 сентября 2021 г.
Полдников Д. Ю., Труды Института государства и права Российской академии наук 2020 Т. 15 № 6 С. 143-168
Верховенство права широко признано как универсальная ценность современной цивилизации. Однако это признание на деле может оказаться выхолощенным частичной или непоследовательной реализацией. Следовательно, значение имеет не только формальное признание верховенства права, но и возникновение на его основе социальной нормы уважения и соблюдения правовых предписаний. Как именно формируется устойчивый режим верховенства права? Такая постановка проблемы с необходимостью ...
Добавлено: 11 февраля 2021 г.
Бобровников В. О., Ярлыкапов А. А., Pax Islamica 2013 Т. 6 № 2 С. 61-92
В статье обсуждаются исторические, правовые и политические вопросы, связанные с возвращением исламского права в публичную сферу на постсоветском российском Кавказе. Основное внимание уделяется исламским правовым традициям, восстановленным на уровне местных мусульманских собраний, попыткам встроить шариат в российскую правовую систему на федеральном, региональном и республиканском уровнях, а также положительным и отрицательным аспектам влияния реисламизации на регион ...
Добавлено: 28 февраля 2018 г.
Чалисова Н. Ю., Шаги/Steps 2016 Т. 2 № 2-3 С. 194-207
В Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ осуществляется проект по исследованию агиографического нарратива в литературе и культуре Ирана. В задачи проекта на нынешнем этапе входит исследование первого персидского житийного свода ‒ книги Фарид ад-Дина ʻАттара «Поминание друзей Божиих», а также ее полный академический перевод на русский язык. Статья включает описание основных направлений исследования (формирование повествовательной ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Сюкияйнен Л. Р., , in : International justice and countering International terrorism. : M. : National Research University Higher School of Economics, 2013. P. 22-31.
Добавлено: 14 февраля 2014 г.
Сюкияйнен Л. Р., Право. Журнал Высшей школы экономики 2019 № 4 С. 222-245
Специфика исламского права как самостоятельной правовой системы наглядно проявляется в его источниках. На протяжении столетий эту роль монопольно играла доктрина (фикх), которая в XIX в. стала уступать место законодательству. Однако и в настоящее время фикх является источником права арабских стран. Продолжающаяся исламизация их правовых систем идет по пути кодификации исламской правовой доктрины, в результате чего ...
Добавлено: 12 декабря 2019 г.
Чалисова Н. Ю., Шаги/Steps 2016 Т. 2 № 2-3 С. 258-279
Публикация включает перевод на русский язык 28-й главы из персидского агиографического сборника «Поминания друзей Божиих» ʻАттара (ум. 1221). Глава посвящена событиям подвижнической жизни и проповедническим речениям толкователя Корана и суфийского шейха Сахла ат-Тустари (ум. 896). Это первый перевод данного текста на русский язык непосредственно с оригинала (по критическому изданию М. Эстеʻлами). Он снабжен историко-филологическим комментарием и ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.