?
О лексической функции и лексических функторах: замещение синтаксической позиции асемантичной лексической единицей в русской речи эритажных говорящих и инофонов
.
Рассматриваются широкозначные лексические единицы, утратившие или утрачивающие лексическое значение и выполняющие преимущественно синтаксическую функцию в схеме порождаемого высказывания: служить основой для прикрепления зависимого компонента в рамках предложения. Анализируются глаголы «делать» и «являться», имена группы МОМЕНТ в речи эритажных русскоговорящих и осваивающих русский язык англоговорящих.
Язык:
русский
Ключевые слова: лексикасемантикасинтаксисgrammarvocabularysemanticRussian heritageэритажный русскийутрата значения
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Bogdanova-Beglarian N., Шерстинова Т. Ю., Blinova O. и др., Lecture Notes in Computer Science 2016 Vol. 9811 P. 100-107
Добавлено: 31 декабря 2017 г.
Бекетова В. В., Митрофанова И. М., Степанова И. А., СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2013
Пособие, составленное на материале книги Steven D. Levitt and Stephen J. Dubner. FREAKONOMICS. A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything, предназначено для занятий по аспекту «Домашнее чтение» на 1-м курсе факультета экономики НИУ ВШЭ (уровень Intermediate/Uper-Intermediate). Выбор текста обусловлен его экономической направленностью. Упражнения разделяются на несколько типов, каждый из которых предназначен для развития ...
Добавлено: 11 апреля 2013 г.
Богданова-Бегларян Н. В., Блинова О. В., Мартыненко Г. Я. и др., Коммуникативные исследования 2016 № 2 (8) С. 81-92
Предлагаются результаты многоуровневого пилотного исследования особенностей русского языка повседневного общения разных социальных групп (социолектов) современного российского города. Задачей исследования стало выявление лингвистических параметров, по которым различия в этих социолектах видны наиболее явно. Материалом для исследования послужил подкорпус звукозаписей повседневной коммуникации из коллекции Звукового корпуса «Один речевой день», сбалансированно представляющий бытовую речь носителей языка из разных ...
Добавлено: 31 декабря 2017 г.
Ахапкина Я. Э., Русский язык в школе 2014 № 10 С. 55-61
В статье рассматриваются причины, побуждающие авторов писать с двумя «н» причастие «раненный» без зависимых слов – вопреки сложившейся рекомендательной норме. Анализируются прагматико-семантические и морфолого-синтаксические факторы, влияющие на удвоение суффиксального «н»: реализуемые словом в конкретном лексическом окружении значения результативности и причинности, интенсификация индивидуализирующего объект признака при номинации, наличие причастий и частиц в ближайшем контексте (в пределах ...
Добавлено: 2 октября 2014 г.
Ахапкина Я. Э., Труды института русского языка им. В.В. Виноградова 2014 Т. 2 № 1 С. 154-168
Рассмотрены типичные ошибки в письменной речи осваивающего новый регистр родного языка студента-первокурсника. Предложена интерпретация причин характерных для современной русской речи точек лексико-грамматического риска. Речевые сбои неоднородны по природе: первичные сбои вызваны недостатком компетенции пишущего, вторичные, возникающие при попытке исправить текст, часто являются результатом столкновения вариантов выражения смысла при множественности осознаваемых путей воплощения авторской интенции. Вторичные ...
Добавлено: 2 октября 2014 г.
Краков : Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2019
Добавлено: 31 октября 2019 г.
СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2014
Книга посвящена проблемам изучения языковой личности К.Д. Ушинского, лингвистическим аспектам литературного и педагогического наследия К.Д. Ушинского, языковым единицам разных уровней и их словарному представлению. Освещаются такие проблемы, как "слово и его текстовый потенциал", "языковая личность в зеркале художественного и публицистического текста", "педагогическая коммуникация в культурном и образовательном пространстве". ...
Добавлено: 2 октября 2014 г.
Россихина М. Ю., Вестник Томского государственного университета. Филология 2016 № 4(42) С. 64-72
Статья посвящена описанию динамических процессов, происходящих в немецком молодежном социолекте, который в современной германистике традиционно называется молодежным языком (Jugendsprache). Молодежный социолект является самым подвижным слоем языка, в котором постоянно идет процесс обновления словарного состава в результате чего появляются не только новые жаргонные слова и выражения, но и возникают целые ранее не существовавшие тематические области. Объективной ...
Добавлено: 15 сентября 2016 г.
Поздеева Е. В., Стринюк С. А., В кн. : Обеспечение качества образования в современной школе в условиях реализации национальной образовательной политики. Материалы пятой краевой научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ. Вып. 3.: Пермь : НИУ ВШЭ - Пермь, 2011. С. 100-103.
Статья рассматривает практические способы инкорпорирования элементов ЕГЭ по английскому языку в учебный процесс на текущем уровне обучения. ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2009
Сборник включает 93 доклада международной конференции по компьютерной лингвистике и интеллектуальным технологиям «Диалог 2009», представляющих широкий спектр теоретических и прикладных исследований в области описания естественного языка, моделирования языковых процессов, создания практически применимых компьютерных лингвистических технологий.
Для специалистов в области теоретической и прикладной лингвистики и интеллектуальных технологий. ...
Добавлено: 23 ноября 2012 г.
Великая Е. В., Professional and Academic English 2015 No. 46 P. 11-16
В статье рассматриваются вопросы грамотности (произношения, грамматики и вокабуляра) в студенческих презентациях, представленных на экзамене в МИЭФ. Описываются определенные методики преподавания этих аспектов в курсе обучения проведению презентаций (интонация, грамматические правила и профессиональный вокабуляр). Автор приводит и анализирует наиболее типичные ошибки студентов во всех охваченных областях и предлагает пути их исправления для достижения эффекта большей ...
Добавлено: 9 марта 2016 г.
Кульков Д. А., Интернаука 2020 № 24 (153) С. 37-38
В статье рассматриваются трансформации при переводе текстов с английского языка и на него. Автор приводит лингвистическое обоснование, а также практические особенности использования переводческих приемов. В статье используются методы анализа, классификации и прямого перевода. В результате исследования студентам ВУЗа наглядно объясняется инструментарий переводчика. ...
Добавлено: 25 ноября 2022 г.
Россихина Г. Н., Россихина М. Ю., Амелина Л. В., Брянск : Курсив, 2013
Пособие содержит разноуровневые упражнения, ориентированные на формирование грамматической компетенции студентов в области морфологии и синтаксиса. Все задания расположены по принципу нарастания языковых трудностей: вопросо-ответные, подстановочные, тестовые и др. Завершают разделы упражнения на первод с русского языка на немецкий. ...
Добавлено: 8 июня 2014 г.
М. : Российский государственный социальный университет, 2010
Сборник материалов явился результатом работы I Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном поиэтническом вузе. Материалы сборника предназначены для научных работников, преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Корнакова Е. С., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика 2015 № 4 С. 170-175
Статья посвящена теории семантического поля, типологии исследований в данной области, также даются общие свойства поля. Метод поля находит эффективное применение в исследовании языка литературных произведений. В качестве примера дается лексема «гражданственность», которая является наиболее частотной в творчестве поэта шестидесятника Е.А Евтушенко. ...
Добавлено: 7 октября 2016 г.
Макгрегор Ч., Личность. Культура. Общество 2011 Т. XIII № 65-66 С. 192-209
В статье рассказывается об истории возникновения идеи Лонгмановского словаря английского языка, нашедшего широкое распространение в мире, и развитии этой идеи на практике, раскрывается становление принципов словаря нового типа, рождение которого проходило в достаточно жестких спорах и дискуссиях. ...
Добавлено: 6 ноября 2012 г.
Зевахина Н. А., Оскольская С. А., В кн. : Современный русский язык в Интернете. : М. : Языки славянских культур, 2014. С. 202-221.
Статья посвящена так называемым редуплицированным уступительным местоимениям в русском языке серии какой-никакой. Будучи нерегулярными и нечастотными единицами, такие местоимения находятся на периферии разговорного узуса, однако данные сети Интернет позволяют сделать некоторые утверждения о характере их функционирования в устно-письменной речи. На материале НКРЯ и Яндекс-блогов анализируются морфологические, синтаксические, конструкционные, лексико-семантические и коммуникативные особенности рассматриваемых местоимений. ...
Добавлено: 17 января 2014 г.
Герасимов Д. В., Аркадьев П. М., Вестник Томского государственного педагогического университета 2012 № 1 (116) С. 22-27
Рассматриваются морфосинтаксические и семантические свойства конструкции адыгейского языка, нетривиальным образом выражающей значение холистической квантификации («весь», «целый»). Выдвигается гипотеза о происхождении данной конструкции из обстоятельственной конструкции со значением таксиса. Адыгейский язык примечателен тем, что использует морфосинтаксические средства для кодирования значения, тяготеющего к лексическому выражению, а также тем, что в нем реализуется крайне нетипичный путь возникновения универсальных ...
Добавлено: 4 декабря 2017 г.
Розанова Н., М. : Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2012
В сборнике представлены материалы международной конференции Десятые Шмелевские чтения, проходившей в Институте русского языка им. В. В. Виноградова 24 – 26 февраля 2012 года. Конференция была посвящена проблемам речевого общения в аспекте его социальной и функциональной обусловленности. В статьях нашли отражение следующие вопросы: общение в социально и этнически неоднородной среде, коммуникативное разнообразие речевых актов, их различная структура ...
Добавлено: 18 ноября 2012 г.
М. : Издательство МГУ, 2007
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Выдрин А. П., Генюшене Э., Герасимов Д. В. и др., СПб. : Институт лингвистических исследований РАН, 2020
Предлагаемая вниманию читателей книга продолжает серию коллективных монографий, подготовленных в Лаборатории типологического изучения языков Института лингвистических исследований Российской академии наук. В отличие от предыдущих, посвящённых отдельным глагольными категориям и отдельным синтаксическим конструкциям, настоящая коллективная монография обращена к тематике иерархии и взаимодействия глагольных категорий. Монографию открывает обобщающая статья редакторов сборника (В. С. Храковского, А. Л. Мальчукова), ...
Добавлено: 6 октября 2020 г.
Добавлено: 15 сентября 2020 г.
Летучий А. Б., Oslo studies in language 2012 Vol. 4 No. 1 P. 31-51
В статье рассматриваются русские конструкции с каузативными глаголами позволять, заставлять и (с)делать. Я анализирую значение временных форм этих глаголов, выясняя, к чему они относятся: к собственно каузации, к каузируемой ситуации или к тому и другому вместе. Как оказывается, существует много разновидностей конструкций, однако имеются конструкции, где время относится только к каузируемой ситуации или, на первый ...
Добавлено: 31 октября 2012 г.
Ахапкина Я. Э., В кн. : Проблемы функциональной грамматики: Принцип естественной классификации. : М. : Языки славянских культур, 2013. Гл. 18. С. 431-457.
Рассмотрена вариативность употребления темпоральных форм русского глагола детьми раннего возраста с учетом контекста и интенции говорящего. Особое внимание уделено полисемии. ...
Добавлено: 24 января 2013 г.