• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Грамматика ошибок: в поисках констант

С. 87-95.

Собираемые корпусы речи нестандартных говорящих обладают высоким интерпретационным потенциалом. Менее 10 лет назад в Москве вышел перевод книги Анри Фрея «Грамматика ошибок» (Фрей 2006). Эта книга была написана еще в начале прошлого века (1928 год) и по праву может рассматриваться как один из первых манифестов функционализма – правда, только в одной, хотя и значимой для лингвистики области, а именно, в области языковой нормы. Идея А. Фрея состоит в том, что ошибочные высказывания носителей языка являются столь же полноправным лингвистическим материалом, как и обычные, соответствующие норме, а сама норма не является незыблемой и поддается обязательным изменениям, которые как раз и проявляются в частотных ошибках говорящих. Получается, что по ошибкам в употреблении маркеров той или иной категории – если эти ошибки тщательно собирать – можно отслеживать направление исторических изменений, заложенных в языке (что корреспондирует с идеями Л. В. Щербы об интерпретации отрицательного языкового материала). Теоретически, можно было бы представить себе своего рода «параллельную грамматику». В ней каноническим правилам (в идеале – каждому из них; под правилами понимается соблюдаемая носителями речевая закономерность) сопоставлялся бы исторический экскурс, описывающий историю этих правил, т.е. процесс их формирования. Дополнительно тут же приводился бы и набор типичных для каждого правила нарушений-ошибок, характерных для современных носителей языка: как залог будущих естественных изменений в нем. Ошибки при калькировании, характерные для инофонов и эритажных говорящих, легко вскрывают противопоставление между классифицирующими и доминирующими лексическими системами. Системно составленный (по тому же принципу, что и Грамматика ошибок) Словарь ошибок мог бы дать новый импульс лексической типологии.

В книге

Под науч. редакцией: М. А. Даниэль, Е. А. Лютикова, В. А. Плунгян и др. СПб.: Алетейя, 2014.