• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Интеллектуальный анализ данных в задачах моделирования транспортных потоков

С. 226-249.
К.В. Воронцов, Чехович Ю.

Математическое моделирование автомобильных транспортных потоков
как самостоятельная область математического моделирования ведет отсчет
с середины 50-х годов XX века. Тогда, с одной стороны, применение мате-
матического аппарата при решении транспортных задач стало актуальным,
так как значительно выросла автомобилизация населения и существовав-
шая дорожная сеть во многих городах и странах перестала справляться
с возросшей нагрузкой. С другой стороны, для методов моделирования,
разработанных в годы войны, в том числе, использующих возможности
вычислительной техники, стали искать мирные способы применения.
Среди математических моделей транспортных потоков традиционно вы-
деляют два больших класса: модели-аналоги (макроскопические модели),
в которых для моделируемого потока применяются газо- и гидродина-
мические аналоги, и микроскопические модели, моделирующие поведение
отдельных транспортных средств в потоке в различных ситуациях. Оче-
видно, что разные модели строятся для решения различных задач и имеют
различные зоны применимости своих решений. Чаще всего микроскопиче-
ские модели применяют для решения локальных в территориальном смыс-
ле задач, например для расчетов предельных пропускных способностей
различных участков дорожной сети, выбора режимов оперативного управ-
ления фазами светофорных объектов и т. п. Макроскопические модели,
наоборот, используются при принятии стратегических решений, например,
по изменению улично-дорожной сети, планированию маршрутов наземно-
го городского транспорта, строительстве новых жилых и промышленных
районов, дорог, развязок и т. п.