Глава
From a Federation of Corporations to a Federation of Regions
В книге
Статья посвящена изучению механизма оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В работе представлена история формирования указанного института, проанализированы особенности отечетвенной практики его реализации в период с 2007 по настоящее время, дан сранительный анализ двух этапов его сущестования.
Работа посвящена изучению установок российских политических элит по различным вопросам внутренней и внешней политики и их динамики в течение последних 20 лет. В частности, в докладе рассматриваются такие темы, как россиско-американские отношения и их восприятие элитными кругами; круг основных угроз государственной безопасности и наиболее важных задач, стоящих перед страной; ценностные убеждения и идеологические установки российских элит. Авторы рассматривают изменения в установках элит в контексте общей трансформации российского общества в течение постсоветского периода
В статье рассматриваются основные особенности системы местного самоуправления, сложившейся в Великобритании, и изменения, которые эта система должна претерпеть в ходе начавшейся муниципальной реформы. Британский опыт анализируется в сопоставлении с российским, отмечаются как принципиальные различия, так и сходные черты двух систем.
This report analyzes the architecture of fiscal decentralization in one hundred and ten countries as well as in major metropolitan areas. In the majority of these countries, local authorities are taking on more and more responsibilities for public investment and the provision of services that are essential for both economic development and the well being of their citizens. If increasing fiscal decentralization has been a global trend in recent decades, there are significant variations across and within regions and countries. Local budgets make up on average 25% of public expenditure in the countries of the European Union but less than 5% in many developing countries. Decentralization in terms of revenue and expenditure autonomy has also increased, however this has been uneven across countries and has seen greater advances in expenditure than in revenues, where sources remain limited and uncertain, especially for small and middle size cities. With accelerating urbanization and important shifts in the global context (climate change, increasing risk of natural disaster, migration, and demographic changes among others), current funding levels are insufficient for local governments to respond to the urbanization of poverty, growing investment requirements and other pressing needs. The economic and financial crisis that began in 2008 only worsened the situation. This book identifies universal challenges facing local government finance, as well as those more regional and country specific. Some of the most common are inadequate sources of revenue, unpredictable transfers and grants, excessive higher-level budget controls, and unfunded mandates. In addition to analyzing these challenges and opportunities, the report proposes recommendations to strengthen the fiscal role and performance of local governments around the world.
В статье описаны результаты социологического исследования оценки состояния и перспектив развития федерализма в России, проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН при поддержке Горбачёв-фонда в январе-мае 2011 г. Представлено мнение населения и региональной элиты четырех регионов об основах развития российского федерализма, административно-террито-риальном устройстве РФ и его принципах, отношениях между субъектами-регионами и федеративным центром. Результаты исследования свидетельствуют, что на сегодняшний момент запрос на политическую или административную автономию субъектов Федерации ни гражданами, ни региональными элитами явно не формулируется. Региональная идентичность не является распространенным явлением. Авторы выделяют факторы, наличие которых необходимо для развития российского федерализма: расширение экономической самостоятельности регионов, наличие этнонациональной или региональной идентичности граждан, демократизация и децентрализация.
In the 1990s, sub-national authoritarian regimes – local-based monopolies of ruling elites – emerged in many of Russia’s regions and cities against the background of spontaneous decentralization of government and competitive electoral politics. In the 2000s, the decline of political competition and recentralization of the Russian state led to incorporation of sub-national authoritarian regimes under federal control and cooptation of local-based actors into the dominant party, United Russia. This paper is devoted to a comparative analysis of sub-national authoritarianism in Russia in light of the experience of local political machines in other countries, ranging from US cities from the 1870s-1930s to Southern Italy from the 1950s-1980s. Unlike the American political machines, which were demolished from below as a by-product of modernization processes, Russia’s sub-national authoritarian regimes were integrated from above into the nation-wide authoritarianism. One might expect further stagnation of sub-national authoritarian regimes in Russia until major regime changes will occur on the national level.
В работе дается обзор российской правовой системы, существующей на основе Конституции РФ 1993 г., и общая характеристика практики функционирования основных институтов публичной власти и примыкающих к ним. В то же время подвергаются анализу причины не вполне удовлетворительного, с конституционной точки зрения, функционирования отдельных институтов. В частности, подвергается научной оценке особое правовое положение Президента РФ, его непропорциональное влияние на все иные институты власти и даже гражданского общества.
Работа посвящена изучению установок российских политических элит по различным вопросам внутренней и внешней политики и их динамики в течение последних 20 лет. В частности, в докладе рассматриваются такие темы, как россиско-американские отношения и их восприятие элитными кругами; круг основных угроз государственной безопасности и наиболее важных задач, стоящих перед страной; ценностные убеждения и идеологические установки российских элит. Авторы рассматривают изменения в установках элит в контексте общей трансформации российского общества в течение постсоветского периода
В статье рассматривается влияние несовершенства измерения качества стоков поверхностных вод на уровень загрязнения и распределение природоохранного бюджета в рамках одного бассейнового округа. Исследование базируется на модели частичного равновесия с накапливаемым внешним воздействием с учетом механизма естественной природной абсорбции. Проанализировано влияние степени искажения информации о качестве стоков на уровень загрязнения и общественное благосостояние. Показано, что в рамках рассматриваемой модели децентрализация, сопровождающаяся улучшением мониторинга, может приводить к снижению общественных потерь. Однако даже в том случае, когда децентрализация сопровождается полным устранением искажений в оценке качества стоков, распределение ресурсов остается неэффективным.