Глава
Тридцать второй саммит «Группы восьми»: впервые под председательством России, оценка итогов саммита
В книге

«Группа восьми» часто подвергается критике за неспособность обеспечить достижение целей, поставленных лидерами в рамках саммитов. Действительно, реагируя на глобальные и региональные вызовы и угрозы, страны-члены «Восьмерки» последовательно расширяют повестку дня, количество вопросов и приоритетных сфер, что приводит к существенному увеличению числа документов и обязательств, принимаемых на саммитах, за чем, однако, не всегда следует соответствующий уровень исполнения принятых решений со стороны стран-членов. Как следствие, деятельность института все чаще становится объектом критики и предложений по реформированию.
This volume explores the G8/G20 summits’ performance, their comparative strengths and limitations, the division of labour and relationship between them as it is emerging over the period of their co-existence, and how the future G8-G20 partnership can be improved to the benefit of both bodies, the prosperity and well-being of their citizens, and the sustainable and balanced growth of the world economy as a whole.
It presents the results of a collaborative research program of the International Organisations Research Institute of the National Research University Higher School of Economics and the G8 Research Group and G20 Research Group at the University of Toronto. It thus combines the talents of two research teams that have worked together for many years on the analytic and empirical components essential to accomplish the task in this book). The first team, led by Marina Larionova at the National Research University-Higher School of Economics in Moscow includes her scholarly colleagues, researchers, and practitioners in Russia and beyond, in the person of Dr. Vadim Lukov, Ambassador-at-Large of the Russian Ministry of Foreign Affairs, Russian Ministry of Foreign Affairs Coordinator for G20 and BRICS Affairs and Zia Qureshi of the World Bank. The second team, led by John Kirton at the University of Toronto, includes his colleagues at Toronto and Dries Lesage from University of Ghent in Europe. This combination has facilitated the task of producing a cumulative, coherent work.
Most of the chapters were initially presented as papers and research reports and discussed at an international research workshop “Partnership for Progress. From the 2010 Muskoka-Toronto Summits to Seoul Summit,” organized by the International Organisations Research Institute (IORI) of the National Research University Higher School of Economics (HSE) with support from Oxfam and the Department for International Development of the United Kingdom. The workshop led to a refined analysis and to recommendations on the G8 and G20 future coexistence and their engagement with other multilateral institutions. Initial drafts of the chapters on accountability by John Kirton and Marina Larionova were presented at a conference on global governance at Princeton University. The full set of HSE workshop papers, and initial drafts of many of the chapters in this volume, were published as a special edition of the International Organisations Research Journal, on the theme of “G-x Summitry,” in December 2010. These initial analysis were subsequently extensively developed, updated, and expanded to take full account of the subsequent summits of the G8 and G20 in 2011, 2012, 2013, the work of other international institutions, and new trends in G8-G20 summitry. They were further enriched by collectively held workshops involving most of the authors in Paris, Mexico City, Belfast and Moscow during this time.
В статье представлены рекомендации для формирования повестки дня председательства России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в 2012-2014 гг. на основе анализа наиболее значимых глобальных рисков, а также оценки потенциала каждого института для решения ключевых проблем глобального управления.
Статья посвящена оценке вклада «Группы двадцати» и «Группы восьми» в создание новых и развитие существующих форм глобального и регионального коллективного регулирования. Сравнение эффективности этих институтов, основанное на парадигме функционального анализа, позволяет оценить вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати» в развитие новых форм регулирования по трём группам индикаторов: реализация функций глобального управления, включая подотчётность и исполнение обязательств; вклад в глобальную повестку дня и взаимодействие с другими международными институтами.
Таким образом, анализ способствует построению поддающейся количественному анализу базы данных для оценки эффективности «восьмёрки» и «двадцатки» и формированию прогноза об их роли в развитии коллективного регулирования в будущем. Проанализировав массив документов «Группы двадцати» и «Группы восьми», авторы делают вывод о важности разделения труда между этими институтами, а также другими международными организациями, что значительно усиливает их потенциал по совершенствованию форм коллективного регулирования.
В статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году.
The study aimed to analyze the EU contribution towards defining the G8 priorities and values as well as implementation within the G8 the main global governance functions: domestic political governance, deliberation, direction setting, decision making, delivery and global governance development. A specialized data base was formed, comprised of documents of both institutions. The programme allowed to undertake a quantitative and qualitative analysis of the evidence base. The content analysis of the documents focused on priorities, values and commitments shared by the G8 and the EU and specific to each institution, on the basis of search, accounting and comparison of the number of documents, references and symbols and their distribution by priorities and functions in accordance with functional analysis methodology.
В статье проводится анализ деятельности ЕС по предоставлению помощи беднейшим странам в развитии энергетики на основе функционального подхода. Автор определяет подход ЕС путем оценки реализации функции исполнение на основе анализа исполнения обязательств «Группы восьми» по содействию развивающимся странам в развитии сектора энергетики. Анализ проведен на основе оценки обязательств по четырем сферам, таким как обеспечение доступа развивающихся стран к современным источникам энергии, развитие чистых видов энергетики, устойчивое управление природными энергетическими ископаемыми, защита окружающей среды. Для обеспечения взвешенной оценки автор сопоставляет исполнение обязательств ЕС с исполнением этих обязательств США (традиционным донором) и Россией (новым донором). В заключении автор дает некоторые рекомендации для Российской Федерации, касающиеся повышения эффективности помощи развивающимся странам в секторе энергетики.
Коллективная монография представляет результаты исследований по еме «Разработка методологии оценки эффективности деятельности международных институтов, проведение анализа и оценки эффективности “Группы восьми” и возможностей различных моделей реформирования института для реализации приоритетов российской внешней политики в условиях кризиса системы глобального управления», выполненных в рамках программы фундаментальных исследований ВШЭ в 2009 г. Представлены системный анализ динамики эффективности деятельности «Группы восьми» и роли России в «восьмерке», прогноз направлений развития и оценка возможностей различных моделей реформирования института для реализации приоритетов российской внешней политики в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации. Работа выполнена с использованием функциональной модели анализа и оценки эффективности международных институтов. Для студентов, аспирантов вузов, изучающих международные отношения и деятельность международных организаций, процессы глобализации и интеграции, а также всех интересующихся проблемами мировой политики.
«Группа восьми» занимает центральное место в структуре системы международных отношений. В этой связи особую актуальность представляют проблемы эффективности деятельности данного института, возможные пути его реформирования, принципы сотрудничества с ключевыми международными организациями. В первой части сборника рассматриваются различные модели взаимодействия «Группы восьми» с другими многосторонними международными институтами. Особое внимание уделяется выявлению факторов, содействующих реализации обязательств, принимаемых в рамках ежегодных саммитов. Анализ осуществлен для сфер сотрудничества, ставших приоритетными для российского председательства в «Группе восьми» в 2006 г.: энергетики, образования, здравоохранения. Во второй части представлены основные методологии оценки эффективности деятельности «Группы восьми», результаты мониторинга исполнения Россией обязательств, принятых на саммите в Гленниглсе в 2005 г., а также предварительный анализ результатов саммита в Санкт-Петербурге.
Представляет интерес для студентов, аспирантов, преподавателей и исследователей, интересующихся проблемами международных отношений и глобального развития.