Глава
Корея в XVII веке
Глава посвящена истории Кореи в XVII веке.
В статье рассматривается историко-географический литературный памятник XVIII в. «Описание избранных деревень» (Тхэнниджи, 擇里志) в контексте культурной оппозиции «свой – чужой», приобретшей с XVII в. особое значение для корейских интеллектуалов. С приходом к власти в 1644 г. маньчжурской династии Цин и падением китайской династии Мин – бывшего формального сюзерена Кореи – корейцы-интеллектуалы желали пересмотреть существующую картину мира, так как «нецивилизованные» Цин не могли быть «Срединным государством». Ли Джунхван, автор «Описания избранных деревень», для решения этого культурного конфликта обратился к корейской географии, доказывая преемственность Кореи от Китая, и в настоящей статье мы рассматриваем изложенные им идеи. Согласно представлениям Ли Джунхвана, само географическое расположение Кореи определяет высокий уровень моральных ценностей корейского народа; его заслуги – главная из которых – это «верность» по отношению к Мин; и предопределяет развитие корейской истории и международные отношения. В «наследовании» традиционных китайских ценностей, норм и «цивилизованности» гора Пэктусан, стоящая на границе между Китаем и Кореей, выступает в качестве связующего звена и по этой причине наделяется Ли Джунхваном особыми «качествами». При этом гора также входит в территории, считающиеся для Цин священными. Таким образом, конфликт между интересами обоих государств оказывается неизбежен
Керамика пунчхон, получившая распространение в Корее в период с конца XIV до конца XVI столетия, числится среди главных достижений корейской национальной культуры. Это сосуды, вылепленные из тёмной глиняной массы и покрытые слоем жидкой белой глины, поверх которой нанесён слой прозрачной глазури. Поскольку в Корее производство керамики стало делом государственной важности, по изменению её внешнего вида можно составить впечатление об эстетических вкусах двора и аристократии в разное время. В данной статье мы рассмотрели историю становления и развития керамики пунчхон, охарактеризовали основные типы декорирования поверхности сосудов, объяснили символическое содержание основных мотивов декора.
Природная среда является одним из ключевых элементов картины мира. Она определяет внешнюю и внутреннюю политику, служит основанием для регионализма, создания образов художественных героев и т.д. География с давних пор играла значительную роль в культуре и истории Кореи, выступая в виде традиционной корейской географии пхунсу чири соль 風水地理說, основа которой зиждилась на анализе ландшафта. Само представление о Корее как непосредственном «младшем брате» Китая, распространенное вплоть до конца XIX в. и опиравшееся на синоцентричную модель мира и географическую близость стран, обусловило как форму внешних контактов Кореи с Китаем и Японией, так и философию, представления о мире внутри самой страны. Место рождения часто определяло статус человека, а также то, как его воспринимали другие люди, какой «ярлык» на него навешивали. Статья посвящена проблеме восприятия корейцами жителей провинций страны с XVI по XXI вв. Рассмотрены животные метафоры, предложенные ученым Ли Хваном 李 滉 (Тхвеге 退 溪 , 1502-1571); стереотипные представления, свойственные корейцам XVIII в., упомянутые в «Описании избранных деревень» (Тхэнниджи 擇 里 志 , 1751) Ли Джунхвана 李 重 煥 (1690-1756?); некоторые характеристики земель с точки зрения пхунсу чири соль; а также приведены примеры регионализма, отмеченные в XX в. После Корейской войны 1950-1953 гг. и массового переселения корейцев, разрыва со своим прошлым и корнями, можно говорить о том, что традиции ушли в небытие, сохраняясь, однако, в литературе и суевериях. В исследовании рассматриваются традиционные и современные ассоциации, связанные с корейскими провинциями.
Статья посвящена проблеме межпартийной борьбы в Корее (государство Чосон, 1392-1910 гг.) в XVIII в., а именно десятым «гонениям на интеллектуалов», известным в мировом корееведении как «массовые казни 1721-1722 гг.» и недостаточно, на наш взгляд, исследованным в корееведении отечественном.
Цель исследования – изучение обстоятельств, предшествовавших восшествию на престол вана Ёнджо (1694-1776): межпартийная борьба между «стариками» норон и «молодыми» сорон. Согласно результатам нашего исследования, именно «массовые казни 1721-1722 гг.» и последовавшие за ними события помогли Ёнджо, сменившему своего старшего брата Кёнджона (1688-1724), проводить «политику равноудаленности» и вырваться из под влияния партий и их лидеров.
Статья затрагивает проблему межпартийной борьбы в Чосоне и болезненный процесс передачи власти от одной существующей на тот момент политической партии к другой, а также причину и повод «массовых казней 1721-1722 гг.» и значение данного события в политической жизни страны в XVIII в.
«Описание избранных деревень» (Тхэнниджи, 1751) опального чиновника Ли Джунхвана (16901756?) - первое произведение в Корее, написанное в жанре культурной географии. Это историкогеографическая характеристика всех восьми провинций, из которых в XVIII веке состояла Корея (Чосон). В повествование включены также многочисленные исторические анекдоты, восхваляющие природу стихотворения и справочные сведения о торговых путях и сельском хозяйстве. Произведение написано на ханмуне - кореезированной версии китайского письменного языка. На русский язык впервые переводится в настоящий момент автором статьи. Исследование посвящено изучению концепта «пространство» и его проявлению в нарративе «Описания избранных деревень», где связаны пространство реальное, определенное географическими границами, и пространство нереальное, имеющее непосредственное отношение к пониманию и интерпретации текста. Наша задача - соотнести пространство и текст; выявить границы «нереального» пространства, которое, по мнению Ли Джунхвана, занимала Корея в XVIII веке, и объяснить причины подобного восприятия. В результате работы обнаружено, что «нереальное» пространство, описываемое Ли Джунхваном, воссоздается на основе синоцентричной модели мира, где оппозиция «культурный центр - хаос» переносится на международные отношения между Кореей и окружающими ее странами, опирается на утраченные ценности легендарной китайской культуры. Вместе с тем отчетливо прослеживается желание автора через формирование нового культурного пространства определить место Кореи в меняющемся мире.
Глава посвящена истории Кореи в XV - XVI веке