?
Послесловие
С. 492-515.
Понимание мышления у Арендт имеет специфические особенности. Мышление – это форма жизни ума, но такая, которая сродни «смерти при жизни». Воление, напротив, реализуется во внешнем мире, эта форма жизни ума, однако, характеризуется особым, открытым лишь сравнительно поздно и поначалу только богословами свойством: способностью приостанавливать воление волей. Это позволяет производить подробные сравнения философии Арендт, Хайдеггера и немецкой философской антропологии.
Язык:
русский
Ключевые слова: смертьphilosophical anthropologyфилософская антропологияMartin HeideggerМартин ХайдеггераскезаНицшеdeathNietzscheasceticism
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Филиппов А. Ф., Вопросы философии 2013 № 11 С. 155-168
Ханна Арендт не считала себя философом и не собиралась создавать общее учение о человеке. Однако Арендт писала философские сочинения, и она в той или иной мере никогда не теряла из виду все то, что происходило в немецкой философской антропологии в течение полувека, примерно, c середины 20-х гг., времени первоначального оформления проекта философской антропологии, до середины ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Новиков Д. В., Русский журнал 2011 № 05 05 11
Место смерти как особого пограничного концепта в современной философии. Парадоксальное функционирование семантики и прагматики концепта в философском дискурсе как условие философской речи. Связь образа и речи в «событии» смерти. ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Беляев А. П., В кн. : История и культура традиционной Японии 9. Кн. 9: История и культура традиционной Японии. Вып. LXV: Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности.: СПб. : Издательский дом "Гиперион", 2016. С. 353-365.
В статье рассматривается два частных случая присутствия "японского" (японских реалий, эстетических и философских категорий) в западной философской мысли. На примере двух текстов - М. Хайдеггера и Ж. Деррида - показано, что "японский след" так или иначе обнаруживается в западной философии 20 века. Другое дело, получает ли он достаточное осмысление, в каком качестве и для чего ...
Добавлено: 5 сентября 2018 г.
М. : ИФРАН, 2012
На основе применения новейших теоретических инструментов вскрыты неявные аспекты советского культурного опыта 1920-1930-х гг. Авангардная фотография рассмотрена с точки зрения антропологии восприятия. Изучены различные режимы использования национального архива. Послереволюционное преобразование труда и быта представлено как проявление биополитики. Обнаружена коммуникативная логика проектов Александра Богданова. Проанализировано внутреннее время произведений авангардного искусства. Коллективная монография предназначена для специалистов в ...
Добавлено: 18 марта 2013 г.
Тульчинский Г. Л., Russian Studies in Philosophy 2020 Vol. 58 No. 3 P. 186-199
Добавлено: 22 октября 2020 г.
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 178-189
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Михайловский А. В., В кн. : Платоновский сборник: в 2 т. Т. 2.: М., СПб. : РГГУ-РХГА, 2013. С. 410-437.
В статье рассматривается проект философии, который М. Хайдеггер разрабатывает в период ректорства в согласии с моделью сообщества, описанной в «Государстве» Платона. Основная гипотеза исследования заключается в том, что концепция философии как эзотерического и элитарного знания о существе истины и как определенной программы образования позволила Хайдеггеру четко дистанцироваться от public sphere и критиковать любые публичные формы ...
Добавлено: 26 ноября 2013 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Михайловский А. В., Социологическое обозрение 2018 Т. 17 № 2 С. 62-86
Мартин Хайдеггер представляет собой редкий тип философа XX в., вся мысль которого строится как отрицание научного стиля размышлений и академического письма. Принципиальное значение эзотерического жеста хайдеггеровской философии заключается в том, что он не только служит ключом к пониманию всей архитектоники Полного собрания сочинений, но и позволяет заново поставить вопрос о статусе истины в ситуации современного ...
Добавлено: 11 июля 2018 г.
Ищенко Н. И., Артикульт 2013 Т. 4 № 12 С. 37-46
Данная работа посвящена анализу экзистенциально-онтологической концепции Хельмута Плеснера в философско-антропологическом аспекте. В работе утверждается, что философия Плеснера опровергает экзистенциально-онтологическое обоснование антропологии как теоретическое учение о «бытии-сознании». Согласно Плеснеру, философия человека невозможна без философии природы, поскольку способ существования человека возможно постигнуть только как способ бытия природного существа. На этом основании предметом философии, по Плеснеру, должна выступать ...
Добавлено: 26 января 2014 г.
Глухов А. А., Логос 2018 Т. 28 № 3 С. 91-120
Публикации последних 15 лет, включая дневниковые записи «Черные тетради», лекции и семинары 1933–1935 годов и письма к брату, заставляют пересмотреть отношение к «делу Хайдеггера». Прояснилось значение «политического» для философии Хайдеггера, его место в интеллектуальном авангарде национал-социалистического движения, наконец, содержание его собственного «признания» в исторической ошибке. Остающиеся недоразумения связаны с тем, что восприятие политической реальности, типичное для современных исследователей и защитников Хайдеггера, радикально отличается ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Ямпольская А. В., Отечественные записки 2013 Т. 56 С. 8-17
В работе представлен обзор основных философских представлений о смерти в двадцатом веке (Хайдеггер, Левинас, Деррида). Основной тезис статьи: мысль о смерти индивидуализирует субъекта, однако в случае своей смерти и смерти другого эта индивидуализация происходит различным образом. Смерть как моя самая собственная возможность открывает мне себя самого как незаменимого, в то время как смерть другого и ...
Добавлено: 25 января 2014 г.
Ищенко Н. И., Философские науки 2013 № 7 С. 65-78
Работа посвящена сравнительному анализу экзистенциально-онтологических концепций М. Хайдеггера и Х. Плеснера в философско-антропологическом аспекте. В ней утверждается, что, в отличие от учения о человеческом существовании
М. Хайдеггера, согласно которому раскрытию смысла бытия должен предшествовать анализ априорных структур экзистенции, философская антропология Х. Плеснера опровергает экзистенциально-онтологическое обоснование всего
миропонимания в доэмпирической антропологии как в теоретическом учении о «бытии-сознании». Согласно ...
Добавлено: 13 ноября 2013 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2014 № 5 С. 65-72
На материале рассказа Достоевского “Бобок”, который в концентрированном виде дает нам представление о том, как писатель понимал смерть и жизнь в России, автор раскрывает религиозно-философские аспекты темы "жизни в смерти". Каторжная жизнь в смерти, временная смерть, которую прошел в России не один Достоевский, лишь у него стала предметом художественной рефлексии. При этом надо понимать, что ...
Добавлено: 21 мая 2014 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
L., NY : Routledge, 2017
Добавлено: 22 октября 2015 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 5.: СПб. : Алетейя, 2014. С. 106-120.
Автор рассматривает антропобиологическую теорию смеха и плача Хельмута Плеснера. Данная теория представляет собой философское учение о специфических формах человеческой выразительности или экспрессивности, в котором Плеснер создает собственный вариант феноменологии и герменевтики – герменевтику телесности. В таком учении главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования выступает телесное бытие: в теории смеха и плача как в учении ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Михайловский А. В., Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение 2016 № 3 (5) С. 37-51
Исследование посвящено вопросу об эволюции взглядов Мартина Хайдеггера на технику в связи с его феноменологическим прочтением аристотелевского трактата «Физика» (B, 1). В статье показывается, что интерпретация отношения между понятиями physis и techne лежит в основе той концептуальной модели, которая ассоциируется с поздней мыслью Хайдеггера о современной технике, т.е. с концепцией двойственного характера техники как «величайшей ...
Добавлено: 27 сентября 2016 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура (Вып.2). Вып. 2.: СПб. : Алетейя, 2011. С. 282-297.
В данной работе автор демонстрирует, как старым схемам противостояния культурного и животного бытия немецкий философ противопоставляет идею совпадения закрытости окружающей среды животного и открытости человеческого мира в эксцентрическом существовании человека. ...
Добавлено: 2 марта 2014 г.
Оболевич Т. С., Русско-византийский вестник 2020 № 1(3) С. 14-36
В статье рассматривается творчество Мирры Ивановны Лот-Бородиной — первой православной женщины-богослова русского зарубежья, исследовавшей византийскую мысль. Отмечается, что работы М. И. Лот-Бородиной вписываются в традицию неопатристического синтеза, т. е. возрождения патристики в ХХ в. В ее творчестве можно выделить две главные темы. Во-первых, это проблематика обожения. Цикл из трех статей «Доктрина обожения в греческой Церкви ...
Добавлено: 11 сентября 2020 г.