• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Chapter 10: Diasporas as Partners for Development: Indirect (Pragmatic) vs. Direct (Administrative) Approaches to Diaspora Engagement

С. 291-314.

В главе обосновывается использование косвенного (или прагматического) подхода в проведении политики сотрудничества с диаспорой, т.е. политики, направленной на повышение эффективности взаимодействий между диаспорой и страной происхождения. Данный подход акцентирует внимание на конкретных (штучных) мероприятиях и инициативах — прежде всего таких, которые помогают обеспечить долгосрочную заинтересованность в поддержке конкретных инновационных проектов со стороны участников, обладающих уникальным опытом профессиональных достижений (причем целью является привлечь к проектному сотрудничеству участников такого калибра как из диаспоры, так и из учреждений страны происхождения). Этот новый косвенный подход сравнивается в главе с традиционным подходом к диаспорской политике, основанном на реализации прямых, или административных, интервенций. Косвенный подход в настоящее время находится в зачаточном состоянии, поэтому в его описании авторам пришлось больше полагаться на свой персональный опыт обсуждения и анализа диаспорской политики, чем это обычно принято в академической литературе.  В главе проводится параллель между венчурным капиталистом, развивающим свой  высоко-рискованный, но потенциально высокодоходный стартап с помощью сети поставщиков профессиональных услуг и инвесторов, и активистом-первопроходцем из диаспоры, реализующим свой проект по развитию институтов в своей родной стране с использованием своей сети собственных персональных контактов, направленной на поиск подходящих институциональных решений. Также делается вывод, что основной фактор успеха в деле мобилизации диаспоры относится не к потенциалу диаспоры, а к существующему потенциалу учреждений в странах происхождения, к их способности побуждать, направлять и поддерживать интерес ключевых представителей диаспоры участвовать в реализации значимых инновационных проектов. С этой точки зрения, критическую роль играют должностные лица страны происхождения, которые становятся формальными и неформальными лидерами в деле расширения сотрудничества с диаспорой.

В книге

Под науч. редакцией: Y. Kuznetsov. Washington: Migration Policy Institute, 2013.