• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Общественная эффективность рыночной власти торговой сети при монополистической конкуренции производителей

С. 512-520.

С начала XXI века Россия и другие развивающиеся рынки бывшего СССР демонстрируют бурный рост крупных торговых сетей в потребительском секторе. Трейдеры захватили большую долю рынка и получили значительную рыночную силу. Это изменение рыночной организации может привести к негативным последствиям для общественного благосостояния, ассортимента благ и инфляции. Общественный интерес к этому вопросу привел к дебатам в Государственной Думе РФ и принятию закона против концентрации торговли в руках немногих фирм. Для теоретика-экономиста резонность подобного рода действий правительства и законодателей неочевидна. 

В данной работе мы рассматриваем вопрос об эффективности с точки зрения общественного благосостояния подобного рода вмешательства во взаимоотношения торговых сетей и производителей. Проведенные исследования базируются на теоретической модели и позволяют сделать следующие выводы.

1. Введение торговыми сетями платы за вход для производителей приводит к росту прибыли ритейлера, потребительского излишка и общественного благосостояния. Следовательно, ее запрет, введенный Государственной Думой, является невыгодным как потребителям, так и производителям.

2. Прямое государственное регулирование торговых сетей через директивное установление величины торговой надбавки увеличивает общественное благосостояние и потребительский излишек, по сравнению с ситуацией, когда торговую надбавку устанавливает владелец торговой сети, и нет платы за вход. Однако эффект этой меры, как правило, меньше эффекта введения платы за вход.