Книга
Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985. Научная монография
Книга продолжает цикл публикаций Центра социальной политики и гендерных исследований в рамках проекта "Социальная политика в контексте трансформаций российского общества: идеологии и реалии социальных реформ" и содержит статьи российских и зарубежных авторов по социальной истории различных форм заботы и контроля в 1940-е - 1980-е годы. В центре внимания авторов - противоречия в создании и реформировании инфраструктуры учреждений и организаций заботы и контроля, усилия властей по конструированию аномалий и девиаций, привлечению общественности к возведению границ между "своими" и "чужими", нормированию и упорядочению социальных идентичностей, практик и отношений в повседневности. Для ученых и специалистов в области социологии, истории, культурологии, антропологии, социальной политики, социальной работы и наук об управлении. Книга будет полезна преподавателям и студентам, исследователям и практикам, всем тем, кто интересуется отечественной историей и задумывается о способах решения социальных проблем.
Эта статья несет функцию предисловия и введения одновременно. Мы бы хотели здесь не только обозначить методологические позиции авторского коллектива и очертить тематическую фокусировку книги, но и представить читателю краткий обзор общего контекста советской социальной политики рассматриваемого периода.
К сожалению, вплоть до недавнего времени практически не было документальных публикаций, посвященных политике местных органов власти Кубани по охране детства в годы Великой Отечественной войны. Расширение круга изучаемых вопросов и избавление от прежних идеологических догматов позволяет создать более достоверную картину политики местных органов власти Кубани по охране детства в условиях Великой Отечественной войны. Предметом статьи является детство как социальное явление в определенном историческом контексте военного времени, борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью и работа детских домов на Кубани.
Статья Георгия Гончарова посвящена малоизвестным фактам организации массового труда в годы Великой Отечественной войны. Победа, как известно, ковалась не только на фронте, но и в тылу, однако автор обогащает картину самоотверженного труда советских граждан новыми штрихами. К труду призывали вне зависимости от состояния здоровья. Расселением мобилизованных занимались местные органы НКВД, которые для этих целей использовали бараки исправительно-трудовых лагерей или создавали особые зоны при промышленных предприятиях и стройках. По сути, такие поселения представляли собой изолированные и охраняемые территории, формально не относившиеся к ГУЛАГу. Плохие бытовые и санитарные условия, недостаточное питание вели к повышенной заболеваемости и высокой смертности людей. При этом организация труда строилась на строжайшей дисциплине и безоговорочном подчинении начальству. Особо строго обходились с мобилизованными советскими немцами, рабочий день которых продолжался не менее десяти часов, а дни отдыха вводились один раз в декаду. При этом за неповиновение наказывали карцером и заставляли работать на морозе в нижнем белье.
В 1943 г. были определены основные направления политики городских властей, развернулась подготовка к реэвакуации ленинградцев, был создан ее механизм и система социальной поддержки возвращавшихся в город людей. В статье описывается процесс социальной адаптации реэвакуантов и демобилизованных. Этот процесс рассматривается не только как часть исторического феномена восстановления города, но и с точки зрения социологии и психологии. Раскрываюся особенности общественных настроений в Ленинграде в 19431948 гг., психологического настроя реэвакуантов и демобилизованных.

Статья посвящена неофициальным практикам партийно-советской номенклатуры. Главной ее темой является такое порицаемое явление как «пьянки» или «групповые вечеринки» районного начальства, участие в которых являлось нарушением партийных норм. Приводится партийная классификация этого явления. Совместное употребление алкоголя рассмотрено как часть образа жизни партийных управленцев районного уровня. Основываясь на изучении архивных материалов 1920-х гг., автор выдвигает гипотезу об институциональном характере «вечеринок» ответственных работников. В статье описывается функциональная сторона этого явления. Главной задачей, которую должна была решать «пьянка», было создание и укрепление сети неформальных связей внутри руководящего слоя района (округа, хозяйственной структуры и т.п.). Важными функциями также были: укрепление власти руководителя, деление управленцев на своих и чужих, включение в неформальное сообщество ответработников новых членов, что делает «вечеринки» похожими на обряд инициации. По мнению автора статьи, анализ случаев коллективного употребления алкоголя позволяет выйти на такое малоизученное явление, как существование внутри советской и партийной региональной элиты неформальных сообществ – клик, в руках которых сосредотачивалась реальная власть. Пьянки, попавшие в поле зрения контролирующих партийных инстанций, могут дать представление об их составе и символических границах.
Глава посвящена истории "Дела врачей" как политической кампании в Молотовской и Свердловской областях.
Монография посвящена повседневной жизни советского человека 1920–1940-х гг. В ней рассматриваются практики удовлетворения основных жизненных потребностей, особенности труда, военной службы, отдыха и досуга советских граждан, восприятия ими времени и пространства, а также основные стратегии выживания населения СССР в условиях социальных трансформаций. Издание предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, а также всех заинтересованных читателей.
Монография представляет собой исследование не только основных этапам творчества итальянских мастеров, живших в России и их творений, но и повседневного быта иностранцев, оказавшихся в стране в эпозу бурных социальных перемен в XVIII в. На основе архивных документов, показана многогранная картина впечатлений, сложившихся у иностранных мастеров о российском обществе, российских императорах, высших сановниках и рядовых чиновников.
Анализируются гендерные трансформации повседневной жизни, в частности трансформации культуры еды в Советской России 1920-х гг.
Публикуемые материалы представляют интерес для научных работников, преподователей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов, а также всех, кого интересует сложная и драматическая история нашей страны и её соотечественников за рубежом.
Формирование демократических обществ западного типа предполагает появление на исторической арене нового сильного актора - буржуа («нет буржуа, нет демократии» (Б. Мур), артикуляция и отстаивание жизненных интересов которого создает новое социальное пространство - «буржуазную публичную сферу». В ее рамках формируется «противовес» абсолютизму сословного государства - гражданское общество, а его стержнем выступает общественное мнение. В механизме противостояния власти и общества одну из важнейших ролей играет пресса как арена свободных дискуссий и обсуждения общезначимых, прежде всего, экономических и политических проблем; признанием ее роли и стала возникшая еще в XVIII в. метафора «четвертая власть». Техноло-гическое развитие медиа невероятно расширило ее функции, превратив журналистов в создателей информационного аналога реальности, насыщающих повседневность новыми смыслами. Выявлению особенностей журналистской репрезентации, то есть источников власти медиа, показу специфического характера политического влияния этих представителей рефлексивной элиты (Х. Шельски) и особенностей медийной интерпретации фактов, отраженных в создаваемом информационном продукте, и посвящена статья.
Дугадко Матвей Зайвельевич в 40-50 е годы работал начальником ОРСа Березниковского азотно-тукового завода, а завод играл ключевую роль в жизни города. В годы войны руководители предприятий получили дополнительные права в хозяйственной деятельности. Они имели возможность заниматься прямым продуктообменом с совхозами и колхозами, производить самостоятельные закупки продовольствия, более того, контролировать деятельность сельскохозяйственных предприятий. В этих условиях М. Дугадко проявил недюжинные деловые способности. Он настолько эффективно маневрировал ресурсами, что был в состоянии реализовать в системе ОРС купленный в совхозе картофель по ценам на четверть ниже закупочных. Против Матвея Дугатко выступил журналист газеты «Звезда» по городу Березники Михаил Данилкин, опубликовавший в газете «Звезда» от 4 апреля 1948 г. фельетон, который должен был стать началом уголовного дела против начальника ОРСа. Но случилось иначе. Талантливого хозяйственника Дугадко старались защитить. Последовала длительная борьба. В конце концов, Матвея Дугадко посадили. Но и в лагере его хозяйственные способности нашли свое применение.