Статья
Платные медицинские услуги или фиксированные соплатежи?
В последние годы, особенно с принятием приоритетного национального проекта "Здоровье", заметно улучшилось государственное финансирование здравоохранения. Это, несомненно, обнадеживает, но отнюдь не снимает проблему более четкого определения меры государственных гарантий медицинской помощи и снижения бремени личных платежей населения за медицинскую помощь. Декларативность государственных гарантий сохраняется. Финансовая необеспеченность российского здравоохранения определяет нарастание "платности" медицинской помощи для населения. Проведенные в последние годы исследования показывают, что объем личных расходов населения на медицинскую помощь составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги. Конкретизация государственных гарантий с их реальным обеспечением из налоговых средств - важнейшее направление реформирования здравоохранения. Но это лишь часть проблемы. Чтобы покрыть все расходы на медицинскую помощь, государственное финансирование должно увеличиться как минимум в 2 раза.
В докладе анализируются особенности современной ситуации в сфере здравоохранения, связанные с решением масштабных задач снижения уровня смертности населения и повышения зарплаты медицинских работников при сокращении размеров государственного финансирования. Обсуждаются приоритеты необходимой государственной политики в условиях экономического кризиса и в посткризисный период. Наиболее подробно рассматриваются вопросы повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, расширения лекарственного обеспечения населения при лечении в амбулаторных условиях, а также перспективы развития страховых принципов финансирования здравоохранения.
Доклад был подготовлен авторами для XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 19–22 апр. 2016 г.).
В последние годы, особенно с принятием приоритетного национального проекта "Здоровье", заметно улучшилось государственное финансирование здравоохранения. Это, несомненно, обнадеживает, но отнюдь не снимает проблему более четкого определения меры государственных гарантий медицинской помощи и снижения бремени личных платежей населения за медицинскую помощь. Декларативность государственных гарантий сохраняется. Финансовая необеспеченность российского здравоохранения определяет нарастание "платности" медицинской помощи для населения. Проведенные в последние годы исследования показывают, что объем личных расходов населения на медицинскую помощь составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги. Конкретизация государственных гарантий с их реальным обеспечением из налоговых средств - важнейшее направление реформирования здравоохранения. Но это лишь часть проблемы. Чтобы покрыть все расходы на медицинскую помощь, государственное финансирование должно увеличиться как минимум в 2 раза.
В статье рассматривается опыт зарубежных стран по применению стимулирующих методов оплаты медицинской помощи. Особое внимание уделено использованию программ оплаты, ориентированных на результат.
Пятый выпуск электронного издания "Вестник RLMS-HSE" составили статьи, подготовленные на основе 22 волн (1994-2013) панельного обследования RLMS-HSE. В центре внимания авторов находятся различные показатели социально-экономического положения домохозяйств, характеристики первичной и вторичной занятости, особенности репродуктивного поведения женщин, а также отношение россиян к различным формам медицинской помощи.
В последние два десятилетия во многих странах существенно повысился интерес к рыночным моделям здравоохранения. Теоретической основой рыночных реформ в здравоохранении европейских стран является модель регулируемой конкуренции. Центральная идея этих моделей – повышение роли потребительского выбора, расширение возможностей застрахованных выбирать страховщика и поставщика медицинских услуг. Модель регулируемой конкуренции в системе обязательного медицинского страхования предусматривает дополнительные программы медицинской помощи. В контексте обсуждаемой в России проблемы реформирования системы ОМС необходимо учитывать высокую конфликтность рыночной реформы.
Некоторые решения в политике и экономике представляются на первый взгляд бесспорными. Кажется, надо исправить некую очевидную ошибку, и мир изменится к лучшему. Однако, когда благое дело сделано, можно получить абсолютно неожиданный результат. Реформы могут быть успешными лишь в том случае, если они учитывают интересы и мотивы всех участников процесса. На основе этого тезиса автор рассматривает этапы реформирования отрасли здравоохранения в России и предлагает объяснение того, что многие действия государства в этом направлении оказываются неэффективными и не достигают своей цели.
Современная система медицинского обслуживания населения справедливо вызывает критику сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, растет неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг. С другой стороны, затраты на медицинское обслуживание составляют значительную долю федерального и регионального бюджетов, а население вынуждено тратить на оплату услуг здравоохранения все большую долю своих доходов. Все это приводит к пониманию необходимости реформирования государственной системы медицинской помощи, что получило отражение в выборе здравоохранения как одного из четырех приоритетных направлений политики, или Национального проекта. Одно из направлений реформы, получившее отражение в национальном проекте по здравоохранению – это реформа первичной медико-санитарной помощи, и все большее распространение врачей общей практики и семейных врачей, в частности, о чем и рассказывается в данной статье. Основная идея состоит в стремлении перенести центр тяжести в обслуживании населения при первичном обращении.
В общественном сознании укоренилась мысль, что государство проводит преобразования в здравоохранении с целью экономии бюджетных средств. Эта мысль ошибочна. Государство действительно неэффективно расходует средства на выполнение своей функции — лечение людей. Но наряду с этим существующая бюджетная система позволяет расходовать минимум средств на здравоохранение. Реформа здравоохранения не только не сократит расходы, но и резко увеличит потребность в бюджетных ассигнованиях.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.