?
Влияние предыдущих знаний на открытие правил категоризации и их изменение в процессе использования
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 164-173.
Котов А. А., Бангура М.
В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. Мы модифицировали эксперимент Э.Висневски и Д.Медина (1994) и испытуемые должны были находить общие признаки у набора детских рисунков, а потом использовать их для категоризации новых изображений. Оказалось, что при категоризации на основе предыдущих знаний, в отличие от условий, когда такой основы не было, испытуемые не только открывают более сложные правила, но и потом гораздо чаще изменяют их при использовании. Мы обсуждаем результаты исследования, как присутствие в категоризации двух этапов – поиске в семантической памяти готовых обобщений и адаптации этих знаний к текущим условиям.
Котов А. А., Agrba L. B., Vlasosova E. F. и др., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 35.
Добавлено: 6 апреля 2015 г.
Котов А. А., Агрба Л., Вестник РГГУ. Серия "Психология" 2013 № 18
В статье мы анализируем современные данные о связи речевых знаков с формированием понятий и категоризацией у младенцев. Мы показываем, что несмотря на то, что в этом возрасте дети не обладают развитой речью, существуют многочисленные предпосылки для появления этой связи в более старшем возрасте. Мы показываем, что эти предпосылки включают в себя как социальные условия восприятия ...
Добавлено: 25 ноября 2013 г.
Добавлено: 26 января 2021 г.
Котов А. А., Когнитивные исследования 2014 Т. 1
В статье представлен обзор современных исследований множественных систем научения. Больше всего внимания было уделено модели COVIS (Ashby et al., 1998), поскольку эта модель наиболее успешно среди других моделей множественных систем научения объясняет противоречивые результаты, полученные в классических моделях категориального научения и хорошо соотносится с закономерностями онтогенеза категориального научения и его нарушений при различных локальных поражениях ...
Добавлено: 15 декабря 2014 г.
Уточкин И. С., Journal of Vision 2015 Vol. 15 No. 8 P. 1-14
Добавлено: 7 сентября 2015 г.
Котов А. А., Российский журнал когнитивной науки 2018 № 3 С. 1-18
Что помогает человеку формировать новые категории? В исследовании был реплицирован эффект влияния называемости частей объекта на научение новой категории (Zettersten & Lupyan, 2018): успешность нахождения визуального категориального признака (цветового оттенка) среди легко называемых цветовых оттенков была выше, чем среди оттенков с трудно называемым цветом. Дополнительно нами было показано, что данный эффект ограничен типом категориального правила: ...
Добавлено: 13 декабря 2018 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психологический журнал 2018 Т. 39 № 1 С. 57-69
Современные теории категориального научения разделяют научение простым правилам категоризации (на основе одного признака) и научение комплексным правилам (по совокупности признаков). В многочисленных экспериментах при использовании во время научения интерфери- рующих задач с разным содержанием было выявлено, что вербальная интерференция мешает нау- чению простым правилам категоризации, а невербальная интерференция затрудняет научение ком- плексным правилам категоризации. Однако ...
Добавлено: 14 февраля 2018 г.
Котов А. А., Дагаев Н. И., Психологические исследования: электронный научный журнал 2013 Т. 6 № 29
Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании ...
Добавлено: 21 июля 2013 г.
Баклушев М. Е., Иваницкий Г. А., Успехи физиологических наук 2021 Т. 52 № 1 С. 77-89
В статье рассматривается проблема организации информации в сознании человека, в частности, принципиальная возможность выделения в массиве воспринимаемой и обрабатываемой информации каких-либо структурных единиц, возможность выделения наименьшей, “элементарной” единицы информации применительно к сознанию. Рассматривается процесс восприятия как процесс, в ходе которого получаемая от рецепторов информация последовательно обобщается, сравнивается с накопленным ранее опытом и становится материалом для ...
Добавлено: 13 ноября 2020 г.
Добавлено: 25 июня 2018 г.
Уточкин И. С., Хвостов В. А., Стакина Ю. М., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2017. No. 78.
Добавлено: 16 октября 2017 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Лукьянов Е. А., Котов А. А., Теоретическая и экспериментальная психология 2018 Т. 11 № 2 С. 54-67
В данной работе мы изучали влияние формы организации обратной связи на выбор страте- гии категоризации при формировании новых категорий. Испытуемых распределяли в одно из двух условий на основе соотношения семантики слова и обратной связи: в ожидаемом условии при правильном ответе предъявляли слова из семантической группы «радость», а при неправиль- ном – из группы «грусть»; в ...
Добавлено: 8 октября 2019 г.
Котов А. А., Современная зарубежная психология 2013 Т. 2 С. 19-28
В статье мы анализируем современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в младенческом возрасте. Мы доказываем, что влияние речи на процессы категоризации у младенцев касается всех характеристик понятийного мышления: обобщения, дифференциации, индивидуации и индуктивного вывода. На основании этого обзора мы выделяем две противоположные теоретические позиции, в рамках которых можно объяснить влияние речи на ...
Добавлено: 21 июля 2013 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 75-86
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в отношении ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Романова Т. В., Функциональная лингвистика 2012 № 4 С. 166-168
В статье определена динамика процесса концептуализации и особенности категоризации пространства в русском языке. ...
Добавлено: 31 декабря 2012 г.
Категоризация – когнитивный процесс, результатом которого является группировка объектов по определенному принципу для более эффективного хранения и обработки информации. В последнее время наблюдается тенденция к тому, чтобы изучать категоризацию не изолированно, а в связи с другими процессами, например, перцептивными, в частности исследуется ее роль при решении ряда перцептивных задач. Примером таких задач является гибридный поиск: ...
Добавлено: 1 июля 2021 г.
Котов А. А., Носов А. В., Российский журнал когнитивной науки 2017 Т. 4 № 2-3 С. 39-48
В исследованиях, проводимых в рамках экологического подхода к познанию, показано, что при воспри- ятии предмета автоматически активируется моторная программа, связанная с предоставляемыми этим предметом возможностями (аффордансами). Проявляется эффект совместимости: в задаче категоризации предметов по нере- левантному для моторного действия признаку ответ той же рукой, которой выполнялось бы действие с предметом, дается быстрее, чем ответ другой ...
Добавлено: 14 февраля 2018 г.
Кривошеина И. В., Котов А. А., Социальная психология и общество 2016 Т. 7 № 4 С. 5-18
Теория конструктов разного уровня Н. Либерман и Я. Троупа часто упоминается в англоязычных источниках по социальной психологии. При этом она используется для объяснения различных феноменов и в когнитивных исследованиях памяти, восприятия и категоризации. В статье описываются основные постулаты теории, касающиеся связи психологическоий дистанции и уровня конструкта. Представлены краткие описания и основные результаты ключевых исследований разных ...
Добавлено: 4 марта 2017 г.
Бочкарев А. Е., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2015 № 1 С. 249-254
Как и все прочие разновидности когнитивной семантики, теория прототипов задается вопросом: как мы понимаем окружающие нас в мире вещи? В стандартной версии принадлежность категории задается как функция от прототипических свойств, которые данный объект разделяет с образцовым представителем категории, а в расширенной версии – по исчисляемому в скалярной оценке прототипическому эффекту, которым характеризуется каждый входящий в ...
Добавлено: 25 мая 2015 г.
Сафонова М. А., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2015 № 4 С. 134-138
В статье сравниваются категориальный и классификационный подходы к описанию случаев употребления английского артикля с целью обучения учащихся высшей школы правильному использованию английских артиклевых форм в устной и письменной речи. Рассматриваются посвящнные этой теме работы А. Томсона, С. Гринбаума, А. Мартинета, Я. Свартвика, Р. Квирка, Д. Лича, А.И. Смирницкого, В.Д. Аракина, .Г. Ахметовой и других филологов. ...
Добавлено: 20 сентября 2018 г.
Соснин А. В., Сибирский филологический журнал 2016
В статье c позиций когнитивной лингвистики определяется концепт как результат категоризации; суммарно рассматривается множество подходов к изучению данной ментальной сущности. Полагается, что концепт являет собой не строгую онтологическую таксономию, а диффузное множество, образованное с участием разносистемных парадигм. Основные концепты культуры или культурные константы рассматриваются как ментальные репрезентанты ее сверхтекстов, т.е. текстовых моделей, получаемых путем сближения ...
Добавлено: 27 января 2017 г.
Малафеев А. Ю., Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология 2013 Т. 2 № 6 С. 140-144
В данной публикации рассматриваются некоторые методологические вопросы, актуальные для современной когнитивной лингвистики. Предлагаются возможные направления лингвокогнитивного анализа поэтического текста, представляющиеся перспективными: анализ процессов концептуализации и категоризации, а также категорий времени и пространства в частности. ...
Добавлено: 23 октября 2013 г.
Киселева С. В., Росянова Т. С., Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология 2015 Т. 7 № 1 С. 43-51
В статье рассматривается изучение терминов и терминосистем с привлечением методов когнитивного анализа, что позвволяет анализировать их формирование и функционирование с учетом процессов концептуализации и категоризации. Особенности терминологической номинации в английской терминологии маркетинга обсуждаются с когнитивных позиций. ...
Добавлено: 25 февраля 2015 г.