Статья
Реализация свободы предоставления услуг: принцип взаимного признания
Основной целью статьи является выявление значения принципа взаимного признания для реализации свободы предоставления услуг и оценка эффективности применения этого принципа. Обращается внимание на неоднозначность анализируемого принципа ввиду существования в доктрине разных подходов при определении его сути. На основании исследования актов вторичного права ЕС, практики Суда ЕС, а также различных доктринальных взглядов дается характеристика содержания принципа взаимного признания. Проводится сравнительный анализ товаров и услуг как объектов трансграничных экономических отношений, выявляются особенности применения принципа взаимного признания в сфере предоставления услуг. Дается оценка применения принципа взаимного признания, формулируются причины, препятствующие его реализации. Особое внимание уделяется анализу правового регулирования ЕС в сфере признания профессиональных квалификаций.
Книга продолжает серию монографий Института Европы РАН, объединенных общим названием «Старый Свет — новые времена», и предлагает читателю академический взгляд на современное состояние дел в Европейском Союзе. Перед авторами стояла задача провести комплексный анализ итогов развития ЕС за первое десятилетие XXI века, показать его достижения, внутренние и внешние проблемы, выявить новые тенденции развития ЕС и оценить его перспективы. В книге показано, что вызовы и проблемы в развитии Евросоюза представляют безусловный интерес и имеют большое значение для России, как в контексте многоплановых двусторонних отношений, так и с точки зрения набирающих силу интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В качестве авторов монографии выступили ведущие ученые Института Европы и ИМЭМО РАН, а также специалисты из МГУ имени М.В. Ломоносова и МГИМО(У) МИД России и ряда региональных университетов.
Книга адресована научной и университетской аудитории, экспертному сообществу, а также тем читателям, кого интересует глубокий анализ положения в современном мире, Европе и России.
The study aimed to analyze the EU contribution towards defining the G8 priorities and values as well as implementation within the G8 the main global governance functions: domestic political governance, deliberation, direction setting, decision making, delivery and global governance development. A specialized data base was formed, comprised of documents of both institutions. The programme allowed to undertake a quantitative and qualitative analysis of the evidence base. The content analysis of the documents focused on priorities, values and commitments shared by the G8 and the EU and specific to each institution, on the basis of search, accounting and comparison of the number of documents, references and symbols and their distribution by priorities and functions in accordance with functional analysis methodology.
Слияния и поглощения продолжают оставаться постоянно реформирующейся сферой экономической деятельности. В связи с этим, актуальность исследования правового регулирования процессов, возникающих в секторе M&A, на данный момент остается. Особенно научные разработки в сфере слияний и поглощений своевременны для отечественного законодательства, где данное поле пока несовершенно в правовом плане. В статье предприняты попытки классифицировать понятия слияния, поглощения, приобретения, а так же проведен сравнительный анализ между правовым регулированием данного вопроса в США, России и Европейском Союзе.
Вводятся понятия «политического» и «духовного» «ядра», с помощью которых дается определение понятия «локальной цивилизации» – одного из центральных в создаваемой согласованной системе понятий, необходимых для описания таких сложных социально-исторических явлений, как ЕС, составляющие ее национальные государства, США, Россия, а также процессов их развития и взаимодействия в условиях глобализации. «Политическое ядро» задает базовые принципы, лежащие в основе отношений в обществе. «Политическое ядро» менее специфично и менее динамично, чем «духовное». Но именно неизменность первого и его конфликт со вторым обуславливает циклы российской истории и трудность выхода из «порочного круга», варианты которого обсуждаются. «Духовное ядро» представляет собой совокупность базовых смыслов, включающих смыслы жизни индивида, идеалы, высшие ценности, оно принадлежит связанной с образованием высокой культуре (а не массовому быту, связываемому с «ментальностью»), идущей от верхних слоев общества. Рассмотрен процесс этической индивидуализации-идеализации «смысла жизни» и связанное с ним появление «мировых» религий и философий, с одной стороны, и трех основных форм индивидуализации смыслов жизни – с другой (на материале истории древнего Средиземноморья). Рассмотрена связь «мировой религии» и «локальной цивилизации» и показано, что во вся-
ком случае на Западе (и в России) ведущими являются светские, а не религиозные составляющие. Последнее говорит о том, что степень связи религии и «локальной цивилизации» у Тойнби, Хантингтона и их последователей сильно преувеличена.
Рассматриваются основные сферы услуг на международном уровне. Подробно характеризуются виды услуг, которые оказываются различными предприятиями, организациями и учреждениями в современной мировой экономике.
Рассматриваются следующие проблемы:
Рост населения Европейского союза. Старение населения. Миграция - основной фактор роста населения ЕС-27. Рождаемость, опустившись до крайне низкого уровня, понемногу растет, продолжая "стареть". Продолжительность жизни увеличивается, здоровье улучшается. В населении Европейского союза растет доля мигрантов. Приложения. Федеральные округа и входящие в них субъекты Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. Некоторые демографические показатели по странам ЕС-27.
История концептуальной эволюции российских экономических реформ практически оставалась вне поля внимания исследований. Авторы статьи проверяют гипотезу о том, что основные изменения программы реформ объяснялись в большей степени сменой команд реформаторов, нежели теоретическими факторами. На основании различных источников представлена хронология реформ 1985–1998 гг., в рамках которой выделены «узловые точки» процесса, выявлены ряды факторов, влиявших на формирование концепций реформаторов, оценена их сравнительная важность и характер влияния. В том числе исследование опиралось на ряд материалов, в частности, выступления активных участников этого процесса – А.Г. Аганбегяна, Л.М. Григорьева, С.Ю. Глазьева, Я.М. Уринсона, Г.А. Явлинского на научном семинаре факультета экономики НИУ ВШЭ «Теория и практика экономических реформ конца ХХ века в СССР и России».
Издание содержит результаты мониторинга процессов формирования перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов РФ.
Мониторинг формирования перечней был проведен Институтом управления государственными ресурсами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в апреле-июне 2012 года по всем регионам России в разрезе важнейших отраслей социально-культурной сферы - образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, культуры и искусства.
Результаты мониторинга отражают ситуацию, сложившуюся в регионах России к моменту завершения переходного периода, когда разворачивается полномасштабная реализация положений Федерального закона № 83-ФЗ, направленного на увеличение эффективности деятельности учреждений социально-культурной сферы, повышение качества и доступности их услуг для населения.
Большую часть ХХ в. исландская экономика демонстрировала относительно высокие темпы роста. Сами исландцы склонны видеть основу своего благополучия в наследии переселенцев из Норвегии, которые еще в Х в. особым законом закрепили права собственности на открытые ими новые земли. С середины ХIII в. страна не знала войн и кровопролития. Напротив, годы Второй мировой войны совпали с периодом относительного процветания исландской экономики, а военная база НАТО, размещенная здесь во времена холодной войны, давала работу двум тысячам ис- ландцев и вносила ощутимую прибавку в бюджет страны. Определяющими в регулировании экономики были меры по преодолению последствий природных катаклизмов - извержений вулканов, эпидемий и т.п. С включением страны в мировое хозяйство к неблагоприятным природным факторам постепенно присоединились и экономические риски. Страна пережила несколько волн эмиграции и ряд серьезных финансовых потрясений, что определяло понимание ценностей устойчивой модели развития. Сегодня этот экономический императив исландцы вновь познали на собственном печальном опыте. Выросшие на сомнительной финансовой почве исландские банки в одночасье рухнули в октябре 2008 г., хотя еще за месяц до кризиса показывали прибыль. Встряску получила и вся экономика в целом, а главное - изменилось мироощущение самих исландцев. Происходивший в 2000-2008 гг. рост банковских активов, резкое увеличение заграничных инвестиций и последовавший коллапс, спровоцированный мировым кризисом, сделал Исландию хрестоматийным образцом финансового пузыря. Вместе с тем на ее примере кризис обнажил фундаментальные проблемы мировой экономики. Речь идет об устойчивом развитии малых стран, о выборе ими стабильной экономической модели, о преимуществах и рисках независимой денежной политики, о векторе развития моносырьевых экономик. Кризис поставил задачу создания новой модели для послекризисного развития Исландии. Ее предстоит решать правительству социал-демократов и левых "зеленых", которое на волне народного недовольства пришло в начале 2009 г. на смену коалиции, управлявшей страной до этого три десятилетия.
Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.
В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.
Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.
Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.
В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции "Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения", прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.
В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции "Кодификация законодательства: теория, практика, техника", прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.
Сборник посвящен рассмотрению актуальных проблем истории и права. Вопросы права разделены на три самостоятельные направления, включая государственно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое. Сборник является оригинальным, поскольку рассматриваются вопросы истории, анализируются различные нормы и с учетом исторического опыта, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Сборник издан по результатам круглого стола, состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 11 апреля 2011 года. Круг обсуждаемых вопросов – правовое регулирование охраны окружающей среды в России и странах СНГ.
Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.
Учебник «Философия» представляет собой систематическое, многоплановое пособие, в котором изложены основные проблемы философского знания, рассмотрены категории и принципы философии, раскрыты ее функции, место и роль в обществе и жизни человека. Особое внимание уделяется военно-философским вопросам, что вызвано современным этапом формирования нового облика Вооруженных Сил и спецификой профессиональной подготовки обучаемых.
Представленная рукопись предназначена для курсантов и слушателей военно-учебных заведений, изучающих философию по программам подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания. Его содержание адаптировано к учебной программе и тематическим планам курса «Философия», преподаваемом курсантам и слушателям Военного университета, и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к преподаванию философских дисциплин по гуманитарным специальностям.
Структурно учебник состоит из 25 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов философского знания, таких как истории философии, систематической философии, социальной философии, философской антропологии, философии и методологии науки и др. Отдельные главы посвящены проблемам войны, мира, национальной безопасности и вооруженной организации государства.
В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.
В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.