?
Репрезентация культуры финно-угорских народов Югры в музейных экспозициях: переход от дискурса советской модерности к деколониальной оптике
В статье представлен анализ этнографических экспозиций Музея Природы и Человека (г.Ханты-Мансийск). Современные исследователи фиксируют кризис этнографических музеев, который основывается на таких процессах как глобализация и урбанизация. Перед музеями, специализирующимися на репрезентации культуры коренных народов, встают вопросы о необходимости пересмотра подходов к экспонированию, соответствия транслируемых музеем нарративов современному дискурсу, о том, что на сегодняшний день считать репрезентацией культуры финно-угорских народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Этнографическая коллекция Музея Природы и Человека (г.Ханты-Мансийск) насчитывает более 5000 уникальных артефактов ханты, манси, лесных ненцев, коми-зырян, а также большое количество сопряженных фотографий, кино и видео съемок, документов и предметов ДПИ. В конце 1990-х - начале 2000-х годов в музее была проведена полная смена этнографической экспозиции. Под руководством А.В.Головнева была создана инновационная экспозиция «Мифологическое время», построенная на мифологии коренных народов Севера, и ставшая прорывом в музейном деле России. Креативный подход к созданию этнографических экспозиций сохранился и развился сотрудниками музея в следующих выставочных проектах «Мыс священной собаки» (2014-2019гг., куратор Л.В.Поршунова) и «Звон танцующей судьбы» (2017-2018гг., куратор И.Ю.Копыльцова). Использование постколониальной методологии в ходе анализа опыта создания этнографических экспозиционных проектов позволило выделить колониальный и постколониальный нарративы, опираясь на деколониальную оптику авторы проблематизировали постколониальный нарратив и выявили в нем сюжеты, которые могут стать возможными сценариями развития будущих выставок. В современных условиях разработка новых выставочных этнографических проектов должна основываться на тесном взаимодействии с местным сообществом носителей национальной культуры.