?
Time, Memoria, Creation: Receptions of Augustinism in the Philosophical Theology
Religions. 2022. Vol. 13. No. 8. Article 679.
Чернавин Г. И., Ямпольская А. В., Continental Philosophy Review 2019 Vol. 52 No. 1 P. 91-113
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2023 Т. 12 № 1 С. 159-172
Статья отталкивается от «тривиальных» наблюдений Гуссерля из рукописи «Разум – наука. Разум и мораль – разум и метафизика» на тему совести, чтобы затем поставить вопрос об игнорировании темы заблуждений или самообмана в хайдеггеровской модели совести из §§54-60 Бытия и времени. В хайдеггеровской концепции совести (как молчаливо зова, апеллирующего к подлинности Dasein) мы не найдём ряда ...
Добавлено: 2 декабря 2022 г.
Плешков А. А., Диалог со временем 2017 № 4 (61) С. 139-158
В статье рассматриваются ключевые образы вечного, характерные для ранней греческой мысли: время богов, темпоральный статус закономерностей природы, мемориализация славных деяний прошлого. Наряду с философскими фрагментами анализируются поэтические, исторические, драматические произведения, в которых впервые была артикулирована проблематика временно́го и вечного. Экспликация и анализ этих образов представляется весьма важной задачей как для общего понимания картины мира древних ...
Добавлено: 2 декабря 2016 г.
Резников Д. Н., Социологическое обозрение 2021 Т. 20 № 3 С. 319-331
Рецензия ...
Добавлено: 24 октября 2021 г.
Финк О., Логос 2016 Т. 26 № 110 С. 47-60
Ойген Финк в своих «Элементах критики Гуссерля» обозначает ключевые затруднения, встающие на пути феноменологических исследований в философии. К их числу он относит: переплетенность моментов дескрипции, анализа и спекуляции; внефилософские предпосылки, вступающие в конфликт с претензией на беспредпосылочность; непродуманность отношения к философской традиции; противоречия между философским проектом и практикуемым методом; идолы (или оперативные понятия) феноменологического исследования, такие как «непосредственная данность», «допредикативный опыт», «строгая наука», ...
Добавлено: 15 октября 2016 г.
Чернавин Г. И., Nordhausen : Verlag Traugott Bautz GmbH, 2011
Der Verfasser vertritt die These, dass die Perspektiven des phänomenologischen Projekts in einer Weiterentwicklung der phänomenologischen Methodenlehre bestehen. Die vorliegende Studie behandelt daher drei methodologische Strategien der Spätphilosophie Edmund Husserls. Als Projekte bilden sie drei methodologische Alternativen innerhalb der Husserlschen Phänomenologie und umschreiben drei Perspektiven: die "transzendentale Archäologie des Bewusstseins" (Rekonstruktion der Urstiftungen und Abbau-Analyse ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Seyler F., Brick of Knowledge 2020
Мишель Анри (1922–2002) разработал радикально пересмотренный подход к феноменологии через критическое прочтение феноменологической традиции (в особенности Гуссерля и Хайдеггера). Анри называл свой подход «феноменологией жизни», а до этого «материальной феноменологией» или «радикальной феноменологией». Отчасти он находился под влиянием творчества Мен де Бирана. Возможно, наиболее характерной, а также наиболее противоречивой чертой феноменологии жизни Анри является то, ...
Добавлено: 18 февраля 2024 г.
Ямпольская А. В., Логос 2016 Т. 26 № 1 С. 74-78
Статья посвящена научным и личным взаимоотношениям между Гуссерлем и Финком, а также влиянию Финка на французскую феноменологию. В работе проблематизируется понятие "верного ученика" внутри феноменологической традиции: означает ли "верность" отсутствие критики по отношению к трудам основоположника, или, напротив, такую критику до определенной степени предполагает? А если да, то до какой именно степени? ...
Добавлено: 22 июня 2016 г.
Веретенников А. А., М. : Изд-во РГГУ, 2019
В пятый выпуск Ежегодника по феноменологической фи- лософии вошли статьи, посвященные важнейшим феноменоло- гическим темам: событие, мир, интерсубъективность. В основе выпуска – материалы конференций, проведенных философским факультетом РГГУ в 2018 году: «От бытия к событию: пути пост- метафизического мышления» и «Алешинские чтения 2018: Ин- терсубъективность, коммуникация, солидарность». Кроме этого, в номере опубликованы русские переводы статей ...
Добавлено: 30 апреля 2020 г.
Лаврухин А. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2011 № 11 С. 32-51
В статье дан систематический сравнительный анализ философских концепций Э. Гуссерля, Ф. Брентано и представителей школы брентанистов. Критически переосмысляя попытку инкорпорировать феноменологический проект Гуссерля в концепцию Брентано и брентанистов, автор выявляет принципиальные методологические различия двух направлений и показывает формы проявления этих различий через анализ феноменов восприятия, идеации, представления, интенциональных предметов. Проделанный анализ позволяет прояснить вопрос о ...
Добавлено: 10 ноября 2014 г.
Чернавин Г. И., Interpretationes. Studia philosophica europeanea 2014 Vol. 1 No. 2 P. 85-98
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Чернавин Г. И., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2020 Т. 21 № 1 С. 73-82
В работах Я. С. Друскина проводится то, что сам автор называет «радикальной феноменологической редукцией» к «внутреннему молчанию», которая, по его утверждению, позволяет агенту такой радикальной редукции «быть ничем». При этом Я. C. Друскин делает важную оговорку: его интересует «феноменологическая редукция, если она действительно есть…», т. е. ее существование не гарантировано. Такая оговорка придает «радикальной феноменологической ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Ханна Р., Трансцендентальный журнал 2023 Vol. 4 No. 3
Статья посвящена рассмотрению роли мысли Иммануила Канта в становлении философии XX столетия. Анализируется как становление аналитический, англо-американской традиции, так и становление континентальной, феноменологической мысли. Автор видит в возвращении к кантовой философии ключ к воссоединению двух традиций философии прошлого века, а также выход из кризиса современной философии. ...
Добавлено: 24 ноября 2023 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Глебов О. А., В кн. : Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018». : М. : МАКС Пресс, 2018.
В данной работе автор, основываясь на феноменологическом методе Гуссерля, рассматривает город как пространственно-смысловой феномен. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Кочековская Н. А., Шаги/Steps 2018 Т. 4 № 3-4 С. 36-58
В статье рассматривается обращение философии и литературной критики ХХ в. к проблеме аллегории и связь этой темы с проблемой темпоральности. Ǽсновное внимание уделяется концепциям Вальтера Беньямина и Жиля Делёза, для определения их теоретического контекста и развития в последующие периоды анализируются тексты Э. Блоха, Ǿ. Барта, ǽ. де Ǻана, Ф. Анкерсмита, Ж. Диди-Юбермана, Ǻ. Э. Холли ...
Добавлено: 14 декабря 2020 г.