Статья
Институциональное развитие малого и среднего предпринимательства в российской экономике
В статье рассматриваются особенности институционального развития сектора малого бизнеса (МБ) в современной российской хозяйственной жизни. Показано, что адаптация малых предприятий (МП) способствовала возникновению и упрочению ряда экономических институтов — деловых сетей и вертикально интегрированных структур. В то же время отмечается, что данные образования пока не сложились как полноценный институт представительства и защиты интересов малого предпринимательства. Деловые связи и сделки поддерживаются в основном неформальными контрактами, персонифицированными отношениями предпринимателей. Такая практика способствует разрастанию теневой экономики, что вносит негативные нотки в оценку рассматриваемого явления. В анализе использованы результаты формализованных опросов и глубоких (развернутых) интервью с предпринимателями, руководителями МП, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в 1992-1998 гг. при участии автора.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Несмотря на то что становление рыночных отношений в России происходит уже около 15 лет, мы не можем пока говорить о сформировавшемся слое предпринимателей. До сих пор подавляющее большинство российских занятых составляют наемные работники. И это - результат неблагоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, сложившихся в стране. Так, в 2006 г., по данным обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ), 93,3% всех занятых россиян работали по найму, а 6,7% были «предпринимателями, т.е. работали "не по найму"» (что составляло в 2004 г. 4,6 млн чел.). Это соотношение практически не меняется.
Женщины в силу разных обстоятельств пока реже, нежели мужчины, выбирают предпринимательство в качестве своей профессиональной деятельности (хотя эти различия не являются критическими): в 2006 г. 6% всех работающих женщин и 7,5% мужчин были заняты «не по найму». Российское предпринимательство, как и предпринимательство во всех других странах мира, имеет гендерную асимметрию по множеству параметров: доле среди имеющих разный предпринимательский статус, уровню образования, возрастному составу и пр. Рассматриваются некоторые из них.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Статья содержит обсуждение эмпирического исследования, проведенного авторами посредством анкетирования фоку-групп молодых предпринимателей, находящихся на разных фазах создания собственного проекта. Особое внимание было уделено вопросам формирования образовательных программ для основателей и для персонала стартапов.
Препринт посвящён особенностям переходного периода на примере банковского сектора России. Нас интересует взаимосвязь между изменениями в структуре собственности и институциональными изменениями.
Одним из приоритетных направлений государственной экономической и социальной политики в настоящее время является малое и среднее предпринимательство. Однако аналитические возможности государственной статистики в сфере малого и среднего предпринимательства существенно ограничены: Росстат формирует информацию, характеризующую состояние и развитие зарегистрированных и действующих предприятий, но не обладает данными, отражающими предпринимательство на ранней стадии (нарождающийся и новый бизнес).
В статье приведен анализ уровня предпринимательской активности и представлены особенности структуры раннего предпринимательства в регионах РФ. Источником статистики раннего предпринимательства стало исследование, проведенное в рамках проекта «Раннее предпринимательство в России: региональное измерение», реализованного в Национальном исследовательском университете – Высшей школе экономики.
Данное исследование посвящено избранию предпринимателей в состав законодательных собраний регионов. Переход из бизнеса в политику без отказа от ведения предпринимательской деятельности рассматривается как рационально обусловленная стратегия поведения экономического агента. Автор исходит из положения о том, что для предпринимателя депутатский мандат — это эффективный инструмент реализации экономических интересов. На примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга изучены возможности и ресурсы, которые доступны собственникам с депутатским мандатом. Также показаны ограничения, с которыми предприниматели сталкиваются в ходе реализации экономических интересов посредством использования политического, административного и иных ресурсов. В работе уделено внимание и масштабам прихода представителей бизнеса в законодательные собрания регионов Северо-Западного федерального округа. В ходе исследования был сделан вывод о том, что депутатский мандат следует рассматривать как «окно возможностей», позволяющих предпринимателю оптимизировать положение на рынке. В то же время такие возможности не являются безграничными, а отношения бизнеса и власти имеют форму обмена.
Данный сборник содержит тексты публичных лекций ведущих современных зарубежных исследователей предпринимательства - лауреатов Международной премии по исследованиям предпринимательства и малого бизнеса - и аналитических очерков об их творчестве. Впервые на русском языке дается подробное изложений идей ведущих зарубежных исследователей конца 20 – начала 21 в., определяющих мейнстрим в изучении природы и особенностей предпринимательства. Книга предназначена для преподавателей и студентов школ бизнеса, факультетов экономики, менеджмента, социологии, для всех, кому интересны фундаментальные основы теории предпринимательства.
Методичекие указания предназначены для студентов заочной формы обучения, специальности "Менеджмент", изучающих дисципину Институциональная экономика.
В статье представлен взгляд на предпринимательскую культуру в контексте «культуры полезности и достоинства». Определены основные принципы и задачи образовательного процесса, направленного на формирование предпринимательской культуры. В статье представлен опыт факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, описана программа развития предпринимательской культуры в молодежной среде.
Пособие содержит учебные и методические материалы по курсу “Entrepreneurship” (на английском языке).
Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Одним из главных индикаторов успешности деятельности компании является увеличение ее стоимости. В статье рассмотрены традиционные модели оценки стоимости компании, приведены доказательства некорректности их использования в условиях функционирования постиндустриальной экономики и предложена новая методика, основанная на оценке интеллектуального потенциала компании как основного ресурса создания ее стоимости
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.