• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Институциональное развитие малого и среднего предпринимательства в российской экономике

В статье рассматриваются особенности институционального развития сектора малого бизнеса (МБ) в современной российской хозяйственной жизни. Показано, что адаптация малых предприятий (МП) способствовала возникновению и упрочению ряда экономических институтов — деловых сетей и вертикально интегрированных структур. В то же время отмечается, что данные образования пока не сложились как полноценный институт представительства и защиты интересов малого предпринимательства. Деловые связи и сделки поддерживаются в основном неформальными контрактами, персонифицированными отношениями предпринимателей. Такая практика способствует разрастанию теневой экономики, что вносит негативные нотки в оценку рассматриваемого явления. В анализе использованы результаты формализованных опросов и глубоких (развернутых) интервью с предпринимателями, руководителями МП, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в 1992-1998 гг. при участии автора.