Статья
Market power and relational conflicts in Russian retailing
Purpose: The purpose of this paper is to examine new rules of exchange in retailer-supplier relationships imposed by the retail chains, to analyse factors facilitating this institutional change and to reveal the links between channel power and relational conflicts. Design/methodology/approach: Survey data were collected from 500 managers of retail chains and their suppliers in five Russian cities. The sample includes firms of different sizes that sell food and home electronic appliances. After the diffusion of new contract arrangements is examined, logistic regression models are constructed to evaluate major sources of relational conflicts. Findings: The findings indicate that power-advantaged firms disseminate new rules of exchange effectively. However, relational conflicts largely originate not from these new demands but from the frequent contract infringements by both exchange parties. Research limitations/implications: The study is confined to two sectors of retail trade in one country. Further research is required to determine the effects on channel relationships of the financial crisis and of the adoption of restrictive federal legislation. Practical implications: Practitioners should recognise the need to provide socio-political legitimacy for the new rules of exchange. Otherwise, they may face relational conflicts and provoke restrictive state regulations. Public officials should know that relational conflicts may originate largely from opportunistic behaviour by exchange parties rather than from abuse of market power. Originality/value: This paper presents the first systematic quantitative study of retailer-supplier relationships in Russia. It investigates institutional change and relational conflicts as perceived by both exchange parties.
Описание методики финансово-экономических расчетов, которые могут пользоваться менеджеры компаний, определяя приемлемость намечаемых изменений цен с учетом эластичности спроса по цене.
В статье представлено эмпирическое исследование конкуренции на региональных рынках банковских услуг. На основе собираемой в двух российских регионах - Башкирии и Татарстане - банковской статистики на микроуровне проведен сравнительный анализ их рынков банковских услуг. Исследование с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, индекса Лернера и модели Панзара-Росса показало, что в обоих регионах банки функционируют в условиях монополистической конкуренции. Вопреки ожиданиям, интенсивность конкуренции в Башкирии оказалась выше, чем в Татарстане. Авторы не нашли убедительного статистического подтверждения теоретическому предположению, согласно которому динамика степени рыночной власти прямо связана со структурой рынка, а именно со степенью его концентрации в руках ведущих игроков.
В статье проводится эмпирический анализ влияния рыночной власти российских банков на их устойчивость к кредитному риску в период 1 квартал 2004 — 2 квартал 2011 гг. В качестве показателей рыночной власти используются индивидуальный индекс концентрации на рынках активов (структурная мера) и индекс Лернера (неструктурная мера). Кредитные риски банков аппроксимируются долей просроченных кредитов в совокупных кредитах — показателем качества кредитных портфелей в рамках РСБУ. Основной результат состоит в том, повышение рыночной власти банков, в первую очередь крупных, способствует улучшению качества их кредитных портфелей, поскольку интенсивное освоение кредитного рынка позволяет им отсеивать некачественных заемщиков. При этом эмпирически выявлен порог, разделяющий отрицательное и положительное воздействие конкуренции на устойчивость к кредитным рискам. Поскольку ниже этого порога в текущих макроэкономических условиях находятся более 90% российских банков, делается вывод о справедливости концепции «конкуренция–уязвимость».
В сборнике рассматриваются основные проблемы эффективного управления ценообразованием в розничной торговле.
Данное учебно-методическое пособие является пособием по деловому английскому языку, предназначенным для студентов нелингвистических факультетов, изучающих деловой английский язык. Структурно пособие устроено таким образом, что каждый из разделов включает текст по теме, ряд заданий на проверку понимания текста, а также различные упражнения на закрепление новой лексики и на отработку грамматического материала. Пособие помогает тщательно прорабатывать каждую тему, как во время аудиторных занятий, так и самостоятельно. Кроме того, пособие может быть полезно широкому кругу лиц, изучающих деловой английский язык.
Эта эмпирическая работа призвана пополнить литературу по конкуренции и теории отраслевых рынков. Изучается взаимосвязь между структурой рынка и его конкурентностью на местном, а не на общенациональном рынке. Мы используем статистику микроуровня по банкам в двух регионах России – Башкирии и Татарстане, чтобы рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера, а также оценить модель Панзара-Росса. Последнее делается двумя способами: с помощью общепринятого уравнения цены, которое учитывает эффект масштаба, а затем с помощью уравнения дохода, которое не учитывает эффект масштаба, как предложили Биккер, Шаффер и Спирдейк (2009). На обоих региональных рынках мы обнаружили монополистическую конкуренцию, хотя уравнение дохода е позволяет исключить гипотезу о существовании монополии в Татарстане. Наличие крупных местных банков не обязательно приводит к большей конкурентности рынка в данном регионе. Неструктурные методы исследования конкуренции показывают, что в Башкирии интенсивность конкуренции между банками выше, чем в Татарстане.
В статье представлены особенности развития интернет-торговли в Нижегородской области
В статье оцениваются первые последствия введения Закона о торговле, призванного восстановить «баланс рыночных сил» между торговыми сетями и их поставщиками. На основе анализа данных стандартизованного опроса 512 ритейлеров и поставщиков, проведенного ВШЭ в ноябре-декабре 2010 года в пяти крупнейших городах России в продовольственном секторе и в секторе бытовой техники и электроники, делаются выводы о том, что провозглашенная цель не была достигнута. Для трех четвертей ритейлеров и поставщиков ситуация в сфере договорных отношений не изменилась. Это касается условий входа на рынок, распространенности дополнительных договорных требований и общей оценки жесткости договорных требований.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.