Статья
Безопасность как базовая проблема российского обществоведения
Рецензия на книгу Кортунова С.В. Национальная и международная безопасность. Концептуальные основы. Издательский дом ГУ-ВШЭ. Москва: 2007. Рецензируемая работа посвящена одной из базовых проблем отечественного обществоведения
безопасности в самом широком смысле этого слова, как национальной, так и международной. С первых же страниц исследования автор последовательно придерживается деятельностного подхода к анализу прошлого, настоящего и будущего, противопоставляя его общепринятому натуралистическому. Это объясняет принципиально другое понимание ситуации в сфере обеспечения безопасности, другие оценки и, соответственно, другую концепцию деятельности.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
В статье представлена концепция нового формата дисциплины "Обществознание" для старшей школы. Отмечается, что традиционный "сферный" подход, сформулированный в середине 90-х гг. ХХ века, исчерпал себя и школьников необходимо давать знания о современном обществе, т.е. о глобальном мире и месте России в этой новой реальности.
В статье с позиций международного права обосновывается тезис о том, что производство наркотиков на территории Афганистана следует рассматривать как угрозу для международного мира и безопасности. Авторы приходят к заключению, что Совету Безопасности ООН целесообразно квалифицировать ситуацию именно таким образом, а соответственно, обратиться к инструментам международно-правового противодействия, предусмотренным ст. VII Устава ООН.
Раскрываются понятия «национальное достоинство», «национальное достояние», «национальное богатство» и «национальная безопасность» – в их единстве, взаимосвязи и в системе других ценностей, охраняемых уголовным законом. Показывается значение уголовно-правовой охраны этих ценностей на переходном этапе развития страны.
Вопрос о национальной идее России имеет длительную историю. Он столь же важен для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого человека. Без ответа на него цели, ценности, жизненная энергия, успех становятся малоосязаемыми и труднодостижимыми. Современная Россия особо остро сталкивается с этим вопросом в двух аспектах. Во-первых, во внешнем мире: что есть Россия, зачем она в мировой истории, каков ее современный вклад в развитие мира? Этот вопрос сродни поискам «русской идеи», волновавшим многих русских мыслителей, начиная с Достоевского, Соловьева, Бердяева. Во-вторых, чтобы говорить о смысле жизни, нужно, чтобы жизнь была! Чтобы говорить о России, ее миссии и предназначенности, необходимо, чтобы Россия существовала! Получается даже, что это не «во-вторых», а «во-первых»! В ХХ веке Россия как государственность была разрушена дважды. В современности многое указывает на очередную угрозу этого уровня. В коллективной монографии на основе мультидисциплинарного научного подхода, логико-философского и математического моделирования успешности страны, в качестве показателя ее жизнеспособности, проанализирована специфика России как цивилизации, как государства, как страны, как человеческого сообщества. Показана связь качества конкретного многофакторного государственного управления, общественной активности и успешности страны в целом. Выявлены специфические ключи к успеху России, отличающиеся от таковых для иных государств-цивилизаций. Показано, что современная социально-экономическая и политическая модель страны мало совместима с жизнеспособностью России. «Модель страны», «успешность страны» вводятся как базовые категории в научно формализованном пространстве функций цели и множества независимых параметров государственного управления, управленческого выбора. Установлена связь Основного закона (Конституции) России, программирующего развитие страны, с реальными ее достижениями и вызовами. По результатам исследования предложены научный макет новой Конституции России, Доктрина безопасности и развития России и производная от этих базовых документов система нормативно-правовых актов, институциональных, социально- экономических, региональных, финансовых, внешнеполитических и гуманитарных принципов жизнеустройства России. Для государственных служащих, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.
В статье представлены результаты работы с учениками 9-го класса по следуюшим направлениям: сущность политических партий и общественных организаций, механизмы их функционирования, особенности зарождения общественно-политического движения в России и функционирования общественных организаций, специфика формирования политических партий в конце XIX – начале XX вв.
Пособие подготовлено на основании программы курса «Обществознание: основы государства и права», используемой для проведения вступительных экзаменов в Государственном университете — Высшей школе экономики и других ведущих ВУЗах Москвы. Материал изложен с учетом особенностей преподавания экономико-правового и социально-правового профилей данного курса. Пособие может использоваться для преподавания и самостоятельного изучения материала курса как педагогами и абитуриентами юридического направления, так и большинства смежных специальностей.
В прогностическом исследовании, охватывающем период до 2035 г., охарактеризованы фундаментальные тренды, под влиянием которых сформируется облик мира через 20 лет. Задачей прогноза является выявление ожидающих мир вызовов и возможностей, которые могут быть использованы в интересах России, для обеспечения ей роли активного участника выработки правил будущего миропорядка.
Дан широкий анализ тенденций мирового развития в сферах идей и идеологии, политики, инноваций, экономики, социальной сферы, международной безопасности, рассмотрены проблемы глобализации и регионализма. Заключительный раздел книги посвящен стратегическим рекомендациям для России.
Для сотрудников органов власти и управления, научного, экспертного и бизнес сообщества. Будет полезен студентам международникам.
Количество страниц - 352 страницы
В статье анализируются итоги первого в Нижегородской области проведения ЕГЭ по обществознанию, рассматриваются новые задачи, возникающие в системе взаимодействия "школа-вуз".
Рецензируемая работа профессора Санкт-Петербургского госуниверситета А.А.Сергунина посвящена актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме – российско-европейскому сотрудничеству в сфере международной безопасности, которое получило особое развитие после подписания так называемых дорожных карт по общим пространствам РФ и ЕС (май 2005 г.).
В статье речь идет об институциональном определении демократии как формы организации политических и государственных порядков. Предлагается совокупность политических и государственных порядков, определяющих сущностные характеристики и свойства современной полиархической демократии. Эта совокупность включает как порядки, определяющие основы формирования власти в государстве и деятельности граждан, в том числе и во взаимоотношениях с государственной властью, так и порядки, определяющие демократические основы непосредственно деятельности государственной власти.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.